Кришна - Ади Бхагаван
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь третья, глава двадцать пятая, текст девятый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 9 ноября 1974 года в Бомбее.
00:00:13 Преданный: — Перевод: «Ты — Верховная Личность Бога, источник и верховный повелитель всех живых существ. Ты подобен солнцу и пришёл в этот мир, чтобы своими лучами рассеять царящую во вселенной тьму неведения».
00:00:45 Шрила Прабхупада: — Итак, есть высшая личность — Бхагаван. Это здравый смысл. Например, нам нужен лидер, чтобы организовать какой-нибудь бизнес, управлять нацией, какой-либо группой или организацией. Необходим лидер. Без лидера вы не можете ничего организовать. Ни у кого нет такого опыта, что без указаний, без лидера, что-то вдруг автоматически само по себе возникает. Глупые философы так говорят: «Всё космическое мироздание родилось из некоего сгустка». Негодяи так говорят: «Был некий сгусток, и всё взялось из него». Нет, это не так. Факт в том, что за всем, за всей этой организацией непременно стоит великий разум. За этим космосом должен быть лидер. Эти знания мы получаем из Вед.
00:02:08 Нитйа. Мы, живые существа, нитья. Мы не умираем. Мы не рождаемся и не умираем. Мы лишь меняем тело. Мы меняем старую одежду, старые рубашки и пиджаки. Когда её невозможно уже использовать, мы меняем. Точно так же с телом. Татха̄ деха̄нтара-пра̄птих̣ [БГ 2.13]. Это настоящее знание. Итак, мы вечные, и Бог тоже вечен. В этом смысле мы имеем те же качества. Бог вечен, и мы вечны. Бог сознаёт, четана, авигйа, мы тоже четана. Мы не мёртвая материя. Так в чём разница между Богом и мной? Разница в том, что он велик, а мы малы. Он вибху — мы ану. Он вездесущ — мы очень маленькие. Он бесконечен — мы бесконечно малы. В этом разница.
00:03:38 Итак, Веды сообщают: нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м [«Катха-упанишад» 2.2.13]. Если подойти к этому с разумом, например, здесь мы видим, кто-то разумнее другого. Люди с разным уровнем интеллекта. И таким образом, если мы проанализируем, мы увидим, что все мы на разном уровне интеллекта. Один более разумен, другой менее. Если вы будете продолжать этот анализ и обойдете всю вселенную, вы придёте к полубогам. Самым важным полубогом является Господь Брахма. Он изначальное существо в этой вселенной. Он также недостаточно разумен. Вам нужно найти того, кто ещё разумнее его. Мы получаем знание об этом. Например, Брахма сначала был один. Откуда он получил знание? Не было никого. Шастра говорит: «Да, он получил знание от Кришны».
00:05:04 Итак, должен существовать какой-то лидер. Для того чтобы получить знание, нам нужно найти какого-то лидера. И в действительности, опираясь на наш опыт, например, у нас есть независимость. Был один лидер — Махатма Ганди. Он вёл за собой страну и объединил людей в национальном сознании, и люди объединились и изгнали британцев. Так что должен быть лидер. И этот лидер — личность. Лидером не может быть нечто безличное. Это невозможно. В одной газете были опубликованы новости. Там было сказано, что сейчас люди всё меньше верят в личностного Бога. Это означает, что они становятся всё более глупыми. Вера в Бога-личность слабее. В процентном соотношении таких людей становится меньше. Это означает, что люди всё более глупеют. Это естественно. Это Кали-юга.
00:06:29 По мере вхождения эпохи Кали в свои права, способности людей будут уменьшаться: их сила, их память, сострадание и так далее. Восемь категорий. В действительности даже в западных странах мы видим, что нынешнее поколение уже не такое сильное, как их предки, отцы и деды. Их физическая сила слабеет, память слабеет. Нет сострадания. В наше время, если кого-то убивают, и вы проходите мимо, никто даже ничего не сделает. Пусть убивает. Потому что дайа, сострадание, приходит в упадок. Люди живут меньше, они становятся слабее, их память слабеет. Всё слабеет. Поскольку мы наблюдаем во всём упадок, поэтому в упадке также и наше сознание Бога. Поэтому газеты пишут, что люди всё меньше стали верить в Бога-личность. И это естественно. Мудха. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Тот, кто не признаёт Бога-личность, «Бхагавад-гита» описывает его как мудха.
00:08:04 Эти категории людей. Как только вы находите какого-нибудь безбожника, который не знает, кто такой Бог, что значит Бог, или он не предаётся Богу, он не знает, кто такой Бог. О какой преданности может идти речь? У нас есть лакмусовая бумажка — это слова Кришны. К какой категории людей он относится, если он не верит в Бога, если не знает, кто такой Бог, каковы наши отношения с Богом? К какому классу людей он относится? У нас есть этот тест в «Бхагавад-гите». Душкр̣тинах̣ [БГ 7.15] — всегда занят греховной деятельностью, поэтому он не знает. Душкр̣тинах̣, какие ещё качества у него? Мудха — осёл, негодяй. Нара̄дхама̄х̣ — низший из людей. Почему низший?
00:09:12 Потому что человеческая жизнь предназначена для постижения Бога, а он не знает, не знает этого. Поэтому он низший из людей. Нара̄дхама̄х̣. Почему это нара̄дхама̄х̣? У него столько степеней от университета, доктор философии и так далее. Неужели он не знает? Неужели он всё равно мудха? «Бхагавад-гита» говорит: да. Он получил какое-то знание, но майя отняла у него его. Он просто носит диплом. Истинное его знание было отнято у него. Поэтому ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄. Почему это произошло? А̄сурам̇ бха̄вам а̄ш́рита̄х̣. Поскольку он отрицает, кто такой Бог. Я Бог, вы все Бог. Почему вы ищете Бога? Столько Богов ходит по улицам. Позаботьтесь о них.
00:10:18 Такую цивилизацию нельзя назвать высокоразвитой. Потому что хотя такая цивилизация сейчас процветает. В газетах пишут, что стали меньше верить в Бога-личность. Но Бог — личность. Здесь сказано об этом. Йа а̄дйо бхагава̄н. Он изначально Бхагаван. А̄дйах̣ — значит изначально. Есть три понятия об Абсолютной истине. Какие? Об этом сказано в «Бхагаватам». Абсолютная истина, таттва, таттва — значит истина, изначальная. Эта таттва есть Бхагаван. Абсолютная истина постигается в трёх аспектах, с трёх углов зрения. Прежде всего, как Брахман, безличный Брахман. Во-вторых, как локализованную Параматму. И в конце концов, как Верховную Личность Бога.
00:11:43 Итак, осознание аспекта Брахмана не является полным осознанием Абсолютной истины. Равным образом и постижение аспекта Параматмы не является полным пониманием Абсолютной истины. Когда же вы осознаёте Бхагавана, тогда вы понимаете, что есть Параматма, что есть Брахман и что есть Абсолютная истина. Йадж джн̃а̄тва̄ [БГ 7.2]. Таково наставление Вед. Если вы понимаете Бхагавана, то вы понимаете Параматму. И вы можете понять также и Брахман. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Это Параматма. Параматма — это частичное понимание Абсолютной истины. Что касается Брахмана, об этом сказано в «Бхагавад-гите»: брахман̣о хи пратишт̣ха̄хам [БГ 14.27]. «Я — источник сияния Брахмана».
00:13:08 Что касается его, Кришны, таково понимание «Бхагавад-гиты». Итак, всё покоится на Кришне. Это следует понять. Таково понимание Веданты. Джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1]. Всё это включает в себя Параматму, Брахму, и что говорить о других полубогах. Об этом сказано в «Бхагавад-гите»: ахам̇ сарвасйа прабхавах̣ [БГ 10.8].
00:13:53 Все читают «Бхагавад-гиту», берут «Бхагавад-гиту», фотографируются с ней. «Я великий знаток „Бхагавад-гиты“», но человек не знает, кто такой Кришна. Представьте себе. «Я знаю всё, кроме Кришны. Таково моё знание». Нет. Если вы понимаете Кришну, то вы понимаете всё. Например, если вы понимаете, что такое миллион рупий, то вы понимаете автоматически, что такое десять рупий и пятьдесят рупий. Всё уже включено в эту Абсолютную истину.
00:14:38 Итак, Девахути понимала это, поэтому она говорит: йа а̄дйо бхагава̄н. «Мой дорогой сын, Капиладева, я знаю, что ты та же высшая личность, Бхагаван». Бхагаван есть а̄дйо. Васудева есть а̄дйо. Арджуна, когда он постигал «Бхагавад-гиту», он признал Кришну: «Ты — Высшая личность, изначальная личность». Брахма говорит: говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми. Он говорит: «Я поклоняюсь изначальной личности, Говинде». Везде об этом сказано. Верховная личность Бога, Кришна, также говорит: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат [БГ 7.7]. Говиндам а̄ди-пурушам̇. У него нет ади. Кто-то скажет: «Почему нет? Кришна родился от Васудевы. Васудева — Его отец». Но Он сам на это пошёл. Он принял преданного своим отцом.
00:16:08 Есть отношения между преданными и Бхагаваном, разные отношения. Шанта, дасья, сакхья, ватсалья, матхурья. Мы можем находиться с Ним в отношениях. И у нас есть эти отношения, сейчас они скрыты. Мы можем возродить их снова. Если человек просто восхищается Всевышним, это называется шанта-раса. Когда он ценит Его ещё больше, он начинает служить Ему, это называется дасья. Если он служит Ему, и их отношения становятся ещё более сокровенными, он становится Его другом. Это называется сакхья. Затем ещё дальше. Преданный желает служить Кришне как его отец. Отец, мать служат своему сыну, с самого начала, они заботятся всячески о нём, это служение. Христианская концепция Бога как отца не настолько совершенна. Поскольку если мы воспринимаем Бога как своего отца или мать, то тогда что мы, обычно просим у Него что-то, берём у Него что-то. Потому что каждый хочет брать что-то у отца. Отец, дай мне это. Мать, дай мне то.
00:17:34 Но эта философия, когда мы принимаем Верховного Господа своим сыном, подразумевает, что мы Ему будем служить. Яшодамайи обрела Кришну в сыновья. И она всегда переживала, как бы с Кришной чего-нибудь не случилось. Он ползает, а вдруг животное нападёт на него, а вдруг он упадёт в воду, а вдруг обожжётся. Она всегда беспокоилась, она защищала Кришну. Кришна защищает всю вселенную, а Яшодамайи защищает Кришну. Такова философия вайшнавов. Она переживает, она беспокоится о защите Кришны. Кришну забрал... Как звали этого асуру? Тринаврата. Тринаврата, да. Он забрал Кришну, и мама Яшода сошла с ума. У меня забрали сына! Но Кришна стал таким тяжёлым, что асура не смог оставаться в небе. Он упал с высоты и сразу же умер. И Яшодамайи подумала, что Бог спас моего Кришну. Бог спас его. Она стала благодарить каких-то богов, деватов, потому что она знает: «Кришна — мой сын».
00:19:10 Она не знает, что Кришна — Верховная Личность Бога. Если она будет думать, что Кришна — Верховная Личность Бога, тогда отношения между матерью и сыном будут испорчены. Поэтому Кришна играет как обычный ребёнок, а мама Яшода обходится с ним как со своим сыном. Все друзья Кришны жалуются маме Яшоде: «Мама Яшода, ваш Кришна ел грязь». «Что? Я тебе даю сандеш, а ты ешь грязь?» «Нет, мама, я не ел. Они врут все. Сегодня утром мы поссорились». «Нет, Баладев тоже говорит об этом». «Да, старший брат тоже стал моим врагом». «Нет, открой рот». «Хорошо». И он открывает рот, и она увидела всю вселенную в его рту. Она это всерьёз не приняла. «Ну хорошо, не делай этого больше». Она никогда не могла воспринимать Кришну как Верховную Личность Бога. И друзья Кришны, и пастушки, и гопи тоже. Гопи обычно ругали Кришну. Очень сильно ругали. Это любовь Кришны.
00:20:39 Кришна — Ишвара. Здесь сказано: пум̇са̄м ӣш́варах̣. Он повелевает всей вселенной. Майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣ [БГ 9.10]. Но преданный может повелевать Верховным повелителем. Зачем им желать слиться с Богом? Ведь они могут стать отцом Бога, они могут повелевать Богом. Это бхакти-марга. Те, кто идут путём бхакти, бхакти-маргом, они не довольствуются равным с Богом положением или слиянием с Богом. Нет, они хотят служить. Это бхакти-марга. Поэтому Бхагаван... Бхагаван означает исполненный всех достояний, всемогущий. Это Бхагаван.
00:21:44 Итак, чтобы постичь Абсолютную истину, вы должны понять смысл Бхагаван. Это Абсолютная истина. Девахути — необычная женщина. Она была женой Кардамы Муни, одного из величайших йогов. И она кое-чему научилась у своего мужа. Если бы она не была возвышенной женщиной, как бы Бхагаван стал её сыном? Она необычная женщина. Поэтому она говорит... Она поняла Капиладева. Она поняла, что а̄дйо бхагава̄н. А̄дйах̣ — не Брахман и не Параматма. Изначальный источник всего — не Параматма и не Брахман. Брахман — это лучи сияния Бхагавана. Солнечный свет. Солнечный свет — не а̄дйах̣. Бог Солнца — а̄дйах̣. Солнечный свет распространяется по всей вселенной, все это знают, но адйа ли это, источник ли это? Нет. Источником является сама планета Солнце, или Бог Солнца. Как только солнце скрывается – уже нет солнечного света. Поэтому солнечный свет – не адйа, солнечный свет зависит от планеты Солнце.
00:23:31 Точно так же сияние Брахмана зависит от тела Кришны. Точно так же Параматма является экспансией Кришны. Так говорят Веды. Он становится многими. Многими живыми существами. Адйам, снова здесь используется это слово. Это ананта рупам, как Параматма, или воплощение, аватара. Адвайтам ачйутам. Но это не означает, что поскольку Кришна стал многими, это не означает, что Кришне пришёл конец. Нет, Кришна остался. Так говорят Веды. Кришна — пурна. Если он распространяет себя в миллионы форм Кришны, в действительности он сделал это как Параматма. Баху-вачана. Живых существ анантйайа калпате, неисчислимое множество. Нет им числа, их очень много, но он лидер.
00:25:04 Итак, мы, живые существа, являемся экспансией Кришны. Вишну-татва также экспансия Кришны. Свамша вибхиннамша. Мы вибхиннамша. Но есть свамша, личные экспансии и отделённые экспансии. Отделёнными экспансиями являемся мы. Мы также экспансии Кришны. И Вишну-татва также экспансия Кришны, но Вишну-татва есть вибху, а мы ану. Очень-очень маленькие. Если вы разделите кончик вашего волоса на сто частей, возьмите одну из этих ста частей и разделите снова на сто частей, вот это размер дживы. Поэтому говорится ану. Ану — значит как атом. А Кришна — вибху. Поэтому Кришна есть адйа. Кришна говорит, Девахути также говорит то же самое. Поэтому, изучая ведический текст, мы можем понять Кришну.
00:26:22 Поэтому необходимо искать ведического учителя. А не сидеть дома и рассуждать и надеяться понять Бога. Это ничего не даст. Как, например, если вы хотите быть образованным, вы должны поступить в какую-то школу. Неважно, совершенна эта школа или нет. Но вы не можете этого избежать. Если вы думаете, что, не ходя в школу, я всему научусь, это невозможно. Веды говорят, если вы действительно хотите знания, тад-вигьяна — значит трансцендентное знание. Поскольку ведическое знание… Есть также материальное знание, как, например, Аюрведа, Дханурведа, Джьотирведа. Веда — значит знание. Есть разные отрасли знания, но истинное знание — это брахма-видья. Понимание Абсолютной истины — это настоящее знание.
00:27:33 Другое знание — временное. Нам необходимо лекарство, поэтому есть Аюрведа. Нам порой необходимо сражаться, поэтому существует Дханурведа. Это тоже необходимо, потому что есть тело. Но наша истинная потребность — это знание Абсолютной истины, Абсолютной личности. Это в наших интересах. В наших интересах. Если мы хотим стать совершенными, мы должны понять, в чём состоит высшая Абсолютная истина. Это наставление Веданты. Наша жизнь предназначена лишь для того, как постичь Абсолютную истину. Дживасйа. Сейчас этого не хватает. Никто не спрашивает, и нет такого образовательного учреждения во всём мире, где бы говорили о таттва джигьяса, об Абсолютной истине. Говорят только о техническом знании. Как стать этим, как стать тем, как наполнять свой желудок.
00:28:44 Но мы даже не видим, что птицы, звери, они не становятся технологами. Как же они получают себе пищу? Есть восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. К человеческим видам жизни относится четыреста тысяч. Из них многие формы человеческой жизни живут в джунглях. У них тоже нет никакой технологии, нет образования. Нет какой-то системы правительственной, ничего такого. Они тоже едят. Птицы, звери едят. Все едят. Муравьи у вас в доме, в дырочке у вас в полу вашего дома, они тоже едят. Все едят. Почему вы создали цивилизацию, чтобы тяжело работать как осёл, чтобы заработать себе на еду? Что это за цивилизация? Если все без работы получают пищу, то в чём прогресс вашей цивилизации? Вам приходится трудиться как осёл, чтобы добыть пищу. Это цивилизация не продвинутая. Поэтому, поскольку мы стали ниже животных, поэтому люди перестают верить в Бога-личность. Таково понимание.
00:30:06 Но здесь сказано: йа а̄дйо бхагава̄н. Это человеческая цивилизация. Все должны знать, кто такой Бхагаван, и брать уроки у Бхагавана. Кришна говорит: [санскрит]. Бхагаван приходит. Он очень хочет, люди в невежестве, поэтому Капиладева пришёл. И мать его говорит: «Мой дорогой сын, Капила, ты являешься истинными глазами этих слепых людей, которые не могут тебя видеть, которые не могут видеть Бога, чакшу». Почему чакшу? Потому что благодаря знанию, когда мы разовьём или разбудим нашу дремлющую любовь к Богу, тогда мы сможем видеть Бога. Этими глазами. Нужно просто их вылечить. Преманджана-ччхурита. Вы должны нанести бальзам, глазной бальзам любви к Богу, тогда вы увидите Бога повсюду. Каким образом?
00:31:32 Он видит двадцать четыре часа в сутки, видит Бога и ничего кроме Бога. Не только в своём сердце, но повсюду. Он видит Бога. Если вы идёте к морю, вы видите Кришну. Если вы вдумчивы, вы увидите: почему такое огромное море не может даже дотянуться до моих ног. Я хожу по берегу. Есть определённый порядок. И море не может выйти за этот предел. Иначе же море просто вас затопит мгновенно. Разве это так трудно увидеть? Одна волна может вас накрыть. И весь Бомбей может быть смыт мгновенно. Но море не может так поступить. Итак, разумный человек видит Бога, даже когда идёт по берегу моря. Для этого нужен разум. Поэтому мудхи, ослы, не видят Бога. Разумные же видят Бога повсюду.