Задача гуру - рассеять майу
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь третья, глава двадцать пятая, текст десятый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 10 ноября 1974 года в Бомбее.
00:00:13 Преданный: — Перевод: «О мой Господь! Милостиво рассей все мои иллюзии. Попав под влияние ложного эго, я оказалась во власти Твоей майи и стала отождествлять себя с телом и считать своим всё, что с ним связано».
00:00:43 Шрила Прабхупада: — Итак, Девахути приняла своего сына Капиладеву своим гуру и сейчас она делится проблемой и спрашивает, как её решить. Когда мы идём к гуру, это означает, что мы решаем материальную проблему. Не временные проблемы: у меня болезнь, дайте мне какую-нибудь мантру, чтобы я мог выздороветь. Или я беден, дайте мне какую-нибудь мантру, чтобы я мог получить деньги. Нет, не так. Чтобы он спас меня от саммохи, иллюзии. Материальная жизнь — это саммоха. Ахам̇ мамети [ШБ 5.5.8]. Материальная жизнь описывается в четырёх строках. Что это такое? Материальная жизнь — это ни что иное, как влечение полов. Пум̇сах̣ стрийа̄х̣. Мужчину влечёт женщина, женщину влечёт мужчина. Такова материальная жизнь, с этого она начинается. Повсюду, не только в человеческом обществе, даже в обществе птиц, собак, кошек, полубогов — повсюду вы увидите сексуальное влечение.
00:02:42 Они ищут, и как только они соединяются вместе, чтобы удовлетворять своё сексуальное желание, их влечение друг к другу становится ещё сильнее, ещё крепче. И затем, как только они соединяются, им требуется дом или квартира, или хижина, или гнездо — что-то приватное должно быть. Атах̣ гр̣ха-кшетра. Затем нужно работать, зарабатывать себе на жизнь. Для этого должна быть какая-то земля, либо вы строите небоскрёб, или пашете землю, чтобы вырастить пищу, зерно.
00:03:35 Далее, без детей семейная жизнь не состоявшаяся. Семейная жизнь без детей пуста. Если человек не образован, его жизнь пуста. Если вы отправитесь в чужую страну, и там нет девы, нет храма, нет храма Бога, или нет друга, то это место тоже бесполезно. И путра-хӣнам̇ гр̣хам̇ ш́ӯнйам — если у вас нет детей, то так называемая семейная жизнь также пуста. И сарва шунья даридрата — если вы бедны, то от бедности всё пусто. Даже если у вас есть жена, или есть образование, даже если у вас есть друг, так говорит Чанакья Пандит.
00:04:46 Итак, семейная жизнь основана на влечении, гр̣ха-кшетра, затем сута, дети, затем а̄пта, родственники. Таким образом, джанасйа мохо ’йам ахам̇ мамети — человек запутывается в материальной жизни. Но это моха, это нереально. Это моха в том смысле, что нам придётся поменять тело. В этом теле я создал что-то, гр̣ха-кшетра-сута̄пта-виттаих̣. И в момент смерти, как говорит Кришна: [санскрит]. Кришна отнимает всё, как смерть. Ваша гриха, ваш дом, ваша земля, ваша жена, ваши дети, ваш друг, ваша репутация — всё будет отнято. И затем вам приходится начинать следующую жизнь.
00:05:52 Вы не умираете, вы вечно живёте. Когда телу приходит конец, вам приходится воплощаться в другом теле. Вы не знаете, какое тело вы получите. Есть столько тел. Восемь миллионов четыреста тысяч разных тел, разновидностей тел. Вам приходится оказываться в каких-то из них, в одной из них. Таким образом продолжается наша жизнь. Но если на какое-то время мы оказываемся в каком-то положении: вот, это моя жена, это мои дети, мой дом, моя страна, это моя нация, это моё, это моё, ахам̇ мамети — это иллюзия. Вам не позволят оставаться в этих обстоятельствах, ахам̇ мамети, это факт. Всё будет отнято, но мы привязаны к этому. Такова материальная жизнь.
00:07:05 Поэтому Девахути предлагает: йах̣ аваграхах̣. Это ложное представление о жизни, ахам̇ мамети. Я американец, я индиец, я индус, мусульманин, христианин, или я брахман, кшатрий. Это аваграха. Это называется упадхи, обозначение. На какое-то время, например, вы становитесь министром на пять лет или на три года, или президентом. К примеру, Никсон был президентом, сейчас он уже не президент. Итак, это упадхи. Вы индиец, американец, тот, этот — это всё упадхи. Поэтому, если мы привязаны к упадхи, это называется аваграха. И в зависимости от упадхи, я привязываюсь ко «мне» и «моему». Я этот, я тот. Но в действительности всё это иллюзия.
00:08:18 Например, в течение пяти лет президент был очень могущественным, сейчас его скинули. И что толку в этом, что толку? Может быть, пять лет, или пятьдесят лет, или даже самое большее сто лет, или даже миллион лет, как, например, Господь Брахма. Но все эти положения временны. В вечном времени пять лет, или десять лет, или сто лет, или пять миллионов лет — всё это ограничено. Это не вечно. Но мы вечны. Мы живые существа, мы вечны. Так почему мы должны оставаться в иллюзии невечного? Это называется иллюзия.
00:09:00 Вот что такое гьяна, понимание. Я понял из «Бхагавад-гиты», что я вечен. Нет рождения, нет смерти. Када̄чит, в любое время. Не нужно думать, что я родился сейчас. Нет, я никогда не рождался. Это факт. Так зачем меня должно интересовать что-то невечное? Вот что такое знание. Если я вечен, и моё положение — наслаждаться жизнью, а̄нандамайо 'бхйа̄са̄т [«Веданта-сутра» 1.1.12], по природе я неотъемлемая часть Кришны. Кришна есть сач-чид-ананда-виграха, и Кришна говорит: мамаива̄м̇ш́о джӣва-бхӯта [БГ 15.7]. Итак, качественно я также сач-чид-ананда. Так почему я наслаждаюсь этой временной жизнью в течение десяти лет, или двадцати лет, или двухсот лет? Вот что такое знание. Этадж джн̃а̄нам. Другой вид гьяны — это не гьяна. Я уже говорил много раз, есть какие-то искусства, шилпа, которые помогают нам жить какое-то время, производить что-то, создавать произведения искусства, зарабатывать себе на жизнь и забыть о нашей истинной проблеме. Джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи [БГ 13.9].
00:10:32 Итак, ради этой цели нужно обращаться к гуру. К тому, кто по-настоящему заинтересован в духовной жизни, он должен спрашивать у гуру. Это не должно быть модой: «Заведу себе гуру». Нет. Например, вот как поступает Девахути. Уттама. Речь идёт о чём-то, что находится за пределами тьмы. Тама — значит тьма, а ут — значит выше. Уттама. Итак, тот, кого интересует жизнь уттама, это духовная жизнь. Жизнь тамы — это материальная жизнь. Тамаси ма джйотир гама. Если вы можете подняться над тьмой, над миром тьмы и прийти в мир света, вот что необходимо.
00:11:40 В предыдущем стихе Девахути приняла своего сына Капиладева: «Ты подобен солнцу. Когда утром солнце восходит, вся тьма тотчас же рассеивается. Точно так же Ты взошёл». Бог Кришна или Его воплощение, когда они приходят, тьма этого материального мира, иллюзия, рассеивается. Когда Кришна, Верховная Личность Бога, низошёл в этот мир, тьма, иллюзия, Арджуны была устранена. Он тоже думал: ахам̇ мамети, зачем мне сражаться со своими родственниками на другой стороне. Это была тьма, ахам̇ мамети. Вы любите это иллюзорное положение, это саммохам, здесь используется именно это слово. Саммохам. Материальная жизнь, ахам̇ мамети, мы создали какую-то ситуацию «моё», «мне». Всё это ложно, иллюзия. Хотя это ложное, мы настолько привязаны к этому. Вам необходимо рассеять это, апа̄крашт̣ум̇, эти ложные представления. И это обязанность гуру.
00:13:50 Это гуру. Обязанность гуру. Мы во тьме, это иллюзия «моего», «моё». Весь мир живёт этими иллюзиями, они сражаются: нация с нацией, общество с обществом, община с общиной, брат с братом, отец с матерью — лишь из-за вот этого. Ахам̇ мамети. «Вот это моё, почему ты вмешиваешься в моё дело?» И неизбежно должна быть битва. Но мы не принадлежим ни к чему из этого, это всё временно. Как вагон поезда, если там очень много людей, кто-то с кем-то ругается: «Зачем вы меня толкнули? Почему вы заняли моё место?» Люди ссорятся, ругаются. Но кто-то терпит: «Ну хорошо, посижу здесь два часа или три часа, зачем мне ругаться?» Это одна психология.
00:14:58 Другая психология в том, что человек знает, на два, три часа, или на несколько часов он будет ехать в этом поезде или в этом вагоне, и он ругается. Потому что ахам мамети. «На два часа – это моё сидение! Это моё место! Моё постоянное место! Почему вы пытаетесь столкнуть меня с него?» Вот что происходит. Никому не позволят оставаться в этом материальном мире. Вам придётся поменять тело, это положение. И пока мы остаёмся здесь, нам придётся сражаться. Борьба за существование. Такова материальная жизнь.
00:15:40 В то же время, если вы идёте на компромиссы: «Ну и что, что здесь столько страданий, я останусь здесь», — вам всё равно не позволят, вас вышвырнут отсюда. Дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам [БГ 8.15]. Таков материальный мир. И мы очень привязаны к этому материальному миру. Поэтому, согласно ведической системе, есть обязательное отречение. «Пожалуйста, убирайтесь немедленно, вам уже за пятьдесят лет». «Хорошо». Вы считали этот материальный мир ахам мамети, своим, прекратите это, убирайтесь отсюда. Такова ведическая цивилизация. Как только вам исполняется пятьдесят лет… Как, например, дети играют на берегу, строят песочные замки и так далее. И отец, когда время уже подходит: «Всё, дорогие дети, прекращаем играть, возвращаемся домой». Так что нам приходится это делать.
00:16:47 Это обязанность гуру – учить ученика отречению. Этот мир не твоё место, твоё место – Вайкунтхалока. Кришна приходит ради этой цели. Это дхармасйа гла̄них̣ [БГ 4.7]. Когда мы слишком привязываемся к материальному миру, это называется дхармасйа гла̄них̣. Что такое дхарма? Дхармам̇ ту са̄кша̄д бхагават-пран̣ӣтам̇ [ШБ 6.3.19]. Дхарма — это наказ Верховной Личности. И наказ Верховной Личности известен каждому. Никто не может сказать: «Я не знаю, чего просит Всевышний». Я не хочу исполнять — это уже другой вопрос, но указание есть. Ман-мана̄ бхава мад-бхакто [БГ 18.65] — стань Моим преданным, всегда думай обо Мне, поклоняйся Мне. Вам не нужно поклоняться никому другому, мам-экам.
00:18:04 Этот наказ известен. Но мы это не делаем, это уже другой вопрос, мы не признаём. И тем не менее, Кришна приходит. Когда люди перестают следовать дхарме, Кришна приходит. Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Поскольку ты Мой друг, Я рассказываю тебе самую сокровенную дхарму. Я многое тебе говорил, но поскольку ты Мой сокровенный друг, теперь Я тебе поведаю самую важную часть дхармы. Что это? Всё, что Я сказал, ты можешь забыть. Сарва-дхарма̄н паритйаджйа. Я рассказал тебе о разных, многочисленных системах йоги, но вот это настоящая система йоги».
00:19:06 Итак, этой дхарме учит Верховная Личность Бога, Его воплощения, Его преданные, святые люди. Это истинная дхарма. Но мы не принимаем её, это уже другой вопрос. Но если мы принимаем, мы получаем благо. Итак, здесь сказано: «Ты мой духовный учитель. Хотя ты мой сын, но я приму тебя своим духовным учителем, я знаю, ты можешь спасти меня из этой тьмы невежества. Я привязан к этому материальному миру, это иллюзия. Сейчас развей эту саммохам». Итак, гуру, его обязанность — просвещать ученика вновь и вновь. Учить его тому, как отвлечься от этого материального мира. Одно лишь отречение вам не поможет. Есть другая философия, шуньявади: превратите в ноль, отрекитесь от материального мира.
00:20:24 Нет, это невозможно. Потому что мы анандамайа, мы хотим ананды, сач-чид-ананда. Мы действительно ищем вечной жизни, сад. Это сад, вечная жизнь. И чит — значит знание. И ананда, сач-чид-ананда, мы ищем этого. Если мы понимаем только часть, только аспект вечности, это нам не поможет. Мы должны обрести знание, ведущее к счастью. И майявади, имперсоналисты, хотят превратить материальное разнообразие жизни в ноль, потому что они питают отвращение к материальной жизни. Джаган митйа, они говорят: это митйа, это ложное. Но мы говорим: это не митйа. Митйа — значит ложное.
00:21:28 Это не ложное, это истинное, но вы используете это ложным образом. Такова наша философия. Это экспансия энергии Кришны. Итак, эта энергия, вы её используете не для Кришны, но задействуете её для услаждения собственных чувств, и это ошибка. В противном же случае, как это может быть ложным? Это не ложно, это творение Бога. Кришна говорит: бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣ [БГ 7.4]. Он говорит: ме. Это энергия Кришны. Как энергия Кришны может быть ложной? Если Кришна истинен, энергия Кришны также истинна. К примеру, облако. Вы не можете сказать, что облако ложно. Облако — это факт. Хотя оно временно. Облако не всегда находится в небе, оно появляется, затем снова исчезает. Но когда оно появляется, падает дождь, и как следствие дождя растительность произрастает на земле, на поле. Как можно говорить, что это ложное облако? Оно временное, вот это истинная философия.
00:22:59 Так что этот материальный мир — это не ложный мир, как говорят философы-майявади. Брахма сатйам джаган митйа. Джаган не митйа, он реален, но мы е ложный. Наше движение сознания Кришны учит людей тому, как использовать этот мир правильно. Это движение сознания Кришны. К примеру, мы пользуемся микрофоном. Он не ложный. Но мы пользуемся им для распространения сознания Кришны. Если вы используете его для чего-то другого, для какой-то политической пропаганды или иной пропаганды, тогда он ложный.
00:23:53 Но если вы используете его для проповеди сознания Кришны, это не ложный микрофон. Поэтому вывод таков, что микрофон не ложный, использование его ложно. Если вы правильно его используете, то этого мы и хотим. В этом цель движения сознания Кришны: ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇ [Шри Ишопанишад мантра 1] — всё принадлежит Кришне, всё собственность Верховной Личности. И это факт. Если мы злоупотребляем ею для собственных целей, для чувственных наслаждений, то это ложно.
00:24:34 Итак, здесь Девахути просит Бхагавана Капиладеву «Я пребываю в этой иллюзии, ахам мамети, у меня неверные представления о жизни, пожалуйста, развей эти иллюзии, потому что ты мой гуру». Ты можешь сказать… Кришна даёт нам возможность заняться материальной деятельностью, Кришна очень добр, он говорит: йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте [БГ 4.7]. Если вы хотите, чтобы Кришна дал вам материальные возможности, Он даст вам, возьмите. Если же вы хотите от Кришны возродить свою духовную жизнь, то Он даст вам эту возможность. Поэтому Кришна говорит: йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте. Кришна очень добр. Как добрый отец, иногда он говорит: «Дорогой мой мальчик, не делай этого». Но если сын настаивает… «Ну хорошо, поступай на свой страх и риск». Вот что происходит.
00:25:59 Майя — это когда мы забываем о Кришне, и мы хотим наслаждаться материальным миром. На сколько это возможно, то есть в меру наших способностей и возможностей чувств. Кришна даёт нам эту возможность. Кришна даёт условия. Поэтому столько разнообразных форм жизни. Если кто-то хочет есть без разбора всё подряд. Есть много людей, даже в так называемом цивилизованном мире, они едят всё. Но это неправильное использование жизни. Человеческая жизнь предназначена для употребления прасада Кришны, а не всего подряд. Это не человеческая жизнь. Что должен есть человек? Дело в том, что материальная жизнь — это греховная жизнь. Дело в том, что всё принадлежит Кришне. А мы же владеем чем-то ради собственного наслаждения.
00:27:13 И это греховно, это преступление. Допустим, если я использую вашу собственность для своего наслаждения, это преступно. Точно так же, всё принадлежит Кришне. Кришна говорит: «Я собственник». Если вы не признаёте это, если вы используете этот мир для собственных чувственных наслаждений, то вы преступник. Поэтому говорится, что предложите ягью, предложите Кришне, затем принимайте. Вы должны есть, это факт. Кришна даёт вам возможность есть хорошую пищу: злаки, фрукты, цветы, молоко и так далее. Готовьте, предлагайте Кришне. Это называется ягья. Ягья означает удовлетворение Высшей Личности, это называется ягья.
00:28:13 Итак, если вы не работаете, чтобы совершать ягью, то вы запутываетесь. Если вы совершаете ягью и затем наслаждаетесь, тена тйактена бхун̃джӣтха̄. Нам необходимо поддерживать свою жизнь и душу, это факт. Но тена тйактена бхун̃джӣтха̄. Вы наслаждаетесь тем, что даётся вам как прасад, как милость. Это жизнь вайшнава. Жизнь вайшнава – что это такое? Что такое храм? Храм — это место, где людей учат тому, как принимать пищу, оставшуюся от предложения Кришне. Мы не готовим для себя. Если мы готовим для себя, тогда, как сказано в «Бхагавад-гите», [санскрит]. Они едят грех. Люди это делают. Они не предлагают Кришне, они едят всё, что им хочется. В результате вы злоупотребляли возможностью человеческой жизни, возможностью постичь Кришну и вернуться домой к Богу, чтобы быть вечно счастливым. И вы запутаетесь, бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате [БГ 8.19]. Вы наслаждаетесь одной жизнью, затем вам приходится расставаться с этой жизнью, затем снова следующая жизнь. Бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате.
00:30:10 Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы избавиться от всего этого, от рождения и смерти, от рождения и смерти. Нам даётся эта возможность, но если мы не используем её должным образом, а пользуемся жизнью как кошки, собаки, свиньи, то по законам природы вы в следующей жизни получите тело кошки, собаки или свиньи. Вы даже будете питаться экскрементами, потому что вы едите без разбора. Хорошо, можешь есть в теле свиньи даже экскременты. Им даётся такая возможность. Можешь заниматься сексом со своей матерью и сестрой. Видите, жизнь свиньи, они без разбору вступают в половые отношения. Они не разбирают: это моя мать или это моя сестра, нет. Это жизнь свиньи. Поэтому шастра говорит: не будьте глупыми, не живите такой жизнью как свиньи.
00:31:25 Материальная цивилизация не должна быть такой. Какой? Лишь для чувственных наслаждений. Чувственные удовольствия, это также не легко получить. Люди так тяжело трудятся, они даже крадут, рискуют своей жизнью, столько всего. Жизнь не такая лёгкая штука. В шастрах всё проанализировано. Такая жизнь предназначена для свиней. Так что человеческая жизнь не предназначена для этого. Человеческая жизнь предназначена для тапасьи. Ш́уддхйет, вы должны очистить своё существование. Сейчас у нас не чистое существование. Мы получили осквернённое тело, затем мы его меняем, снова осквернённое тело. Как один человек страдает от болезни, от одного заболевания заразного к другому. Это не жизнь. Очистите себя. И это очищение начинается с того, когда вы принимаете жизнь аскезы, тапасья.
00:32:52 Тапасья — это добровольное принятие неких неудобств. Но это не неудобства. Как, например, в нашем обществе предписано, ученики должны добровольно следовать принципам: не вступать в недозволенные половые отношения, не употреблять мясо, рыбы, ничего подобного. Не употреблять одурманивающие средства и не играть в азартные игры. Это тапасья. Особенно для этих учеников из Европы и Америки. Они с самого начала своей жизни привыкли к этим вещам. Но они добровольно отказались от этого, прислушавшись к моему слову. И это обязанность гуру. Чтобы очиститься, чтобы они спаслись от этой иллюзии.
00:33:41 Итак, это небольшое неудобство ради высшего счастья. Этого нужно желать, это необходимо. Анантам. Вы стремитесь к счастью, но вы не знаете, как испытывать счастье, как наслаждаться им. Вы не знаете этого. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Атӣндрийам [БГ 6.21]. Не нужно услаждать эти ложные чувства. Мы хотим чувственных наслаждений, но не при помощи покрытых чувств. У нас есть духовные чувства, духовное тело. Сейчас оно сокрыто материальной одеждой. Поэтому оно покрыто, наши чувства покрыты. Покрытыми чувствами вы не можете по-настоящему наслаждаться. Чувства нужно открыть. То есть вы можете наслаждаться жизнью, когда ваши чувства открыты, а не покрыты материальным телом. Вот что рекомендуется.
00:34:54 Тот, кого интересует сознание Кришны, сказано: [санскрит]. Нирмалам [ЧЧ Мадхья 19.170] — значит очищенный. Вы должны очиститься. И сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ — сейчас мы покрыты материальным телом. Что это значит? Я покрыт всевозможными обозначениями: я американец, индиец, индус, мусульманин — всё это покрытия материальные. Мы должны освободиться от этих покрытий. Вы не должны думать, что я американец, или индиец, или тот, или этот. Как советовал Чайтанья Махапрабху, когда вы понимаете: я вечный слуга Кришна. Это сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ нирмалам. И с этими представлениями о жизни, хр̣шӣкен̣а означает, когда ваши чувства очистились, их уже ничто не покрывает, и этими чувствами вы стараетесь удовлетворить Кришну.
00:36:14 У Кришны есть одно из имён, Хришикеша. Хришикеша – это одно из имён. Хришикеша означает: Кришна – повелитель чувств. Мы не владеем своими чувствами, они принадлежат Кришне. Когда наши чувства очистились, и мы применяем их, в конце концов, мы используем свои чувства для удовлетворения кого-то другого, на самом деле кого-то другого. А именно: камы, кродхи, лобхи, мохи, матсарьи — это иллюзия. Мы не служим себе, мы служим своим похотливым желаниям: каме, кродхе… Я гневаюсь, поэтому я убиваю кого-то. Это не моё, я слуга гнева. Я слуга. Я не господин. Если бы я был господином, то я мог бы совладать со своим гневом, но я не могу, я служу своему гневу, я служу своей похоти. Я слуга. Но это служение нужно направить на Кришну, и в этом совершенство жизни.
00:37:33 Это бхакти. И если вы утверждаетесь в этом трансцендентном положении, бхакти, тогда вы можете понять Кришну. Не при помощи так называемых умозрительных рассуждений, это невозможно. В противном случае, Кришна бы сказал: при помощи гьяны, кармы, йоги человек может понять Меня. Нет, Он ясно говорит: бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти [БГ 18.55]. Если вы хотите знать Кришну как Он есть, то вы должны следовать этому методу бхакти. И бхакти означает сарвопа̄дхи-винирмуктам̇.
00:38:20 Итак, движение сознание Кришны — фактически движение для объединения всего мира, и это на самом деле начинается, это уже происходит. Все классы людей, всех слоёв, всех религиозных обществ и наций присоединяются к этому движению. Они присоединяются. Есть такая возможность. Организация объединённых наций не смогла объединить нации, но, если вы будете продвигать это движение сознания Кришны, все люди: разных слоёв, разных наций, разных религий — присоединяться. Вот что нужно. В противном случае, мы в мохе, в иллюзии. И обязанность гуру — рассеивать эту иллюзию, тьму и просветлять ученика, обращать его к истинной жизни. Это гуру.