Три гуны и природа человека в ведической традиции
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Ведущая: Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Добро пожаловать вновь на нашу интернет-волну. И спасибо, что вы проводите этот вечер вместе с нами. И сегодня вновь у нас в гостях наша дорогая гостья - психолог, автор книг для женщин, в том числе бестселлера "Я бы на ней женился", а также духовный наставник для духовных искателей по всему миру, наша дорогая гость, друг нашего проекта - Гуна Манджари.
И мы разбираем тему: "Природа человека, её виды". Мы ждём ваши вопросы. Как всегда, вы можете оставлять их на сайте Веды радио точка fm или присылать на ватсапе и вайбере по номеру телефона +7 (900) 239-09-63.
Ну а я приветствую нашу гостью: здравствуйте, Гуна Манджари!
00:00:43 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Рада встречи спустя такое время. И, надеюсь, мы будем полезны.
00:00:55 Ведущая: Да, спасибо Вам большое. Наша дружба, она уже долгие годы, я бы сказала, тянется. Я думаю, не закончится никогда пока существует наш проект, пока Вы делитесь этими знаниями с Миром. Сегодня интересная тема: "Природа человека, её виды". Хочется передать Вам слово, узнать, какая же у нас есть природа. Наверное, это снова будет основано на древних ведических знаниях, на Бхагават-Гите. Поэтому хочется скорее от Вас услышать.
00:01:25 Гуна Манджари: Да, совершенно верно. Мы обращаемся к ведическим знаниям. И так как в общем то заявлено в темах, которые я представляю, что это ведическая психология, и поэтому очень хотелось бы как бы придерживаться Источника. Веды, как мы говорили много раз и повторяем из встречи во встречу, что Веды, они дают знания. Это изначальное знание о Творении, так как Веды существовали до сотворения этого мира, и они являются вот такой инструкцией к этому миру. И поэтому в Ведах есть все знание о том, как устроен человек, как устроена его психика. И естественным образом Веды являются изначальным пониманием психологии.
И поэтому мы обращаемся к ним, и мы говорим сегодня о различных природах человеческой психики человеческого тонкого тела, и в этом нам поможет опять же Бхагават-Гита, о которой мы всё время говорим из передачи в передачу.
И это 4 глава 13 стих, здесь говорится, сам Господь говорит о том, как в общем то, мы все, такой дизайн человека, как мы все устроены в соответствии с какими принципами. И здесь объясняется, что "в соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на 4 сословия. Но знай же, что, хотя Я - Создатель этой системы, Я не причастен ни к какой из видов деятельности".
И здесь говорится о том, что Господь, он Творец всего сущего, и всё исходит из Него, и всё поддерживается Им, и всё возвращается в Него после уничтожения материального мира. Следовательно, Он также является Создателем четырёх сословий общества. Первое сословие - это наиболее разумные люди, которые находятся под влиянием гуны благости и называются "браманы".
За ними следуют сословия правителей, которые на санскрите называются "кшатриями". Они действуют под влиянием гуны страсти.
Представители торгового сословия "вайши" находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. И шудры, а "шудры" или рабочие под влиянием гуны невежества.
00:04:25 Гуна Манджари: То есть здесь также говорится о том, что эта природа, которой Господь наделил все живые существа, находящиеся в этом материальном мире, это тонкая природа, она опять же связана с нашим тонким телом, она ничего общего не имеет с нашей душой. То есть, поэтому, чтобы люди не расстраивались, если они не соответствуют какой-то высшей природе, потому что в своём как бы оригинальном виде, изначальном виде мы все являемся скажем так браманом или высшим духом по своей природе. Но здесь, находясь в материальном мире, мы знаем, что у нас, то есть мы видим наши такие осязаемые грубые тела.
00:05:17 Но также, что не рассматривает психология, она не рассматривает тонкое тело. То есть такое понятие, как тонкое тело, не существует в психологии, я имею ввиду в такой официальной, западной. Да, там, конечно, есть характер, темпераменты и всё такого плана, психика рассматривается, но понятия тонкого тела не существует. Тогда как ведическое знание, оно предполагает, что есть тонкое тело, тело нашей психики, и в соответствии от того, в общем то, какое влияние на нас оказывает материальная природа, в соответствии с этим мы будем действовать и в соответствии с этим мы будем видеть мир, в котором мы живём.
00:06:10 И здесь Господь объясняет, что в соответствии от того, как на нас влияют гуны материальной природы, гуны - это качество, также они переводятся, как само слово "гуна" переводится как "верёвка", и это означает их функции, то есть они нас связывают тем или иным образом. Поэтому, Веды, они дают как бы суть, суть вопроса, суть как бы положения вещей. То есть мы все связаны в этом мире определёнными качествами. То есть опять же по большому счёту нет свободных людей. Так или иначе на нас будут влиять качества материальной природы, эти гуны, они нас связывают. Поэтому, в соответствии с этим можно понять, в соответствии с тем, как на нас влияют, как нас связывают эти верёвки, мы будем действовать тем или иным образом. Своего рода как марионетки - к ним прикреплены определённые нити, за которые действуют Высшие Силы материи. И говорится о том, что гуна благости, она наиболее высшая. Почему она наиболее высшая? Потому что она меньше нас связывает, то есть она даёт нам больше свободы и больше такой прозрачности, через которую мы можем видеть нашу реальную суть. То есть, поэтому она в меньшей степени покрывает нас, она в меньшей степени обуславливает нас.
И следующая - это гуна страсти, она более уже плотная. И совсем плотная - это гуна невежества. И в соответствии с тем, насколько человек, он погружён в это влияние, в соответствии с этим будет обусловлена его психика, его поведение, его характер, и в соответствии с этим его судьба и эволюция на этом пути.
И поэтому знание о гунах очень важно, оно даёт ключ к пониманию психологии и кажется, что всё очень просто – три каких-то составляющих, но тем не менее из этих трёх основных влияний складывается всё бесконечное многообразие этого материального мира и проявлений в этом материальном мире. Потому что гуны, они действуют в определённой смеси. То есть там есть влияние - немножко влияние того, немножко влияние того, другого и получается достаточно такие, хотя типажи похожи, но в своём роде это какой-то неповторимый такой вот замес получается. И в соответствии с тем, на кого какая гуна больше влияет, будет определяться его характер, его мировоззрение, как человек видит мир. Потому что, опять же, нам кажется, что вот я вижу мир, и вот так, как я его вижу, такой он и есть. Но это определённого рода иллюзия.
00:09:43 Гуна Манджари: И мы говорили много раз в предыдущих эфирах, что по природе наши чувства, они ограничены. Чувствам присущи четыре недостатка. Я, наверное, не буду повторять, какие четыре недостатка, но достаточно сказать, что наши чувства несовершенны. То есть мы не можем видеть в темноте, мы не можем слышать ультразвуки или ещё какие-нибудь влияния, которые не входят в сферу наших чувств, что не означает, что этого не существует. Просто мы этого не воспринимаем. И поэтому то, насколько мы покрыты вот этими качествами, гунами материальной природы, от этого будет зависеть то, насколько мы можем видеть вещи, насколько мы проницательны, насколько мы понимаем ситуацию, в которой мы находимся. И в соответствии с этим будет зависеть наша дальнейшая жизнь, ситуации и различные события, которые будут приходить в нашу жизнь. То есть всё достаточно просто и логично. Но это создаёт опять же, бесконечное количество разных комбинаций многообразия этого мира.
00:11:03 Гуна Манджари: И мы немножечко сегодня остановимся на качествах, которые здесь определяют нашу природу в этом мире. И начнём сверху. И высшее качество - это влияние гуны благости, это браманы, они находятся под влиянием гуны благости. То есть, как мы уже говорили раньше, что то, как мы покрыты влиянием этих гун, этой материей, от этого будет зависеть то, как мы будем видеть мир, то через какую призму мы будем её воспринимать. И, как мы уже говорили также ранее, что браманы, они наиболее менее обусловлены. То есть их покрытие достаточно тонкое, и поэтому это позволяет им видеть вещи такими, какими они есть. И также говорится, что люди уже приходят, то есть мы уже рождаемся с определённой природой. То есть в течение жизни, если мы развиваемся, то мы можем подняться на более высокий уровень восприятия, и это сделает нас более свободными и даст нам более широкий простор, видение, понимание истинного положения вещей и, соответственно, сделает нас более счастливыми. Потому что гуна благости, как самая тонкая, самая прозрачная, она даёт наиболее высшее ощущение счастья.
И также, как мы знаем (кто изучает ведическое знание, кто – нет – то я напомню), что существует три планетарные системы в этом мире: райский, средний (человеческий) уровень и адский - это всё влияние гун материальной природы. И высшие планетные системы - это райский уровень, это гуна благости. И поэтому там наиболее проявлено счастье. Если мы связаны с этим уровнем, то мы будем ощущать большее количество счастья, наибольшее количество счастья, которое можно ощутить в этом мире. И также опять же с этим качеством связано сословие людей, которые называются браманами.
00:13:39 Гуна Манджари: И предварительно хочу заметить, что браманы, они не определяются по рождению, как это существовало и, может быть, существует в такой несколько современной извращённой кастовой системе в Индии, которая сейчас достаточно поругаема. И это, конечно, не без основания, потому что, как мы говорили, опять же в наших предыдущих эфирах, что в соответствии с тем временем, в котором мы находимся, а мы находимся в Кали-юге, всё приходит в упадок, и эта система тоже пришла в упадок, она коррумпировалась определённым образом. Таким, что само определение "каста", оно отошло от оригинальной ведической, где говорится о том, что природа человека, касты, она определяется по качествам, не по рождению. То есть это не наследуется по рождению. Конечно, в большей степени есть вероятность, что в такую благостную семью может привлечься кто-то с более благостными качествами характера. Но тем не менее, в Кали-югу всё достаточно перемешано, что это не обязательно, это не факт. И деградация общества, она началась с деградации браманов, то есть именно с деградации людей, которые должны быть учителями этого общества, должны быть его головой. Тем не менее, как рыба гниёт с головы, Кали-юга, она началась с того, что браманы деградировали. И тогда это общество, оно становится коррумпированным, и люди уже не по качествам распределяются по своей природе, а распределяются по какому-то положению, наследственно каким-то образом, то есть это перестаёт, теряет свою суть. И поэтому мы видим то, что произошло, что была такая эксплуатация, определённая в обществе, которое перестало быть ведическим в индийском обществе, где достаточно сильно деградировало сословие браманов. Из-за этого получилось то, что ведическая система, она перестала быть ведической, и система варн или система каст, она неправильно транслировалась в обществе.
Качества брамана
00:16:36 Гуна Манджари: И так, для того, чтобы понять, какие качества присущи высшей природе, мы опять же обращаемся к Бхагават-Гите. Здесь объясняется в 18 главе 42 текст, он объясняет нам качество брамана - и так, это: "умиротворённость, самообладание, аскетичность, честность, терпение, чистота, знание, мудрость и религиозность - таковы природные качества браманов, проявляющиеся в их деятельности". То есть это очень важное утверждение, что эти качества, они должны проявляться в деятельности. То есть это не просто человек, знаете, когда ты просто сидишь, читаешь какие-то умные книги и тебе кажется, что ты умиротворён, ты в общем то в самообладании, достаточно непритязателен и так далее. Но этого недостаточно просто так себя ощущать. То есть, это всё проявится в деятельности. Поэтому это очень важное такое утверждение, что эти качества проявляются в деятельности. И поэтому люди, которые назначены или ощущают, или так или иначе считаются браманами, то есть это не просто положение, это не просто, я не знаю, там священник или какой-то наставник, или советник, то есть занимающий это положение, то есть и это как бы само положение говорит за качество человека. Нет. Это должно обязательно проявляться в деятельности, то есть это обязательно должно проявляться в действиях.
00:19:03 Гуна Манджари: И мы немножко это разберём. И браманы, они умиротворены. То есть это как бы основное качество его ума, то есть ум, который находится под влиянием благости, он умиротворён. То есть человек, он понимает, знаете, "кто понял мир, тот не спешит", он понимает, что этим миром управляют Высшие Силы, то есть что всё определяется высшим контролем. И поэтому у него нет иллюзии того, что ему необходимо обязательно всё держать под контролем. То есть у него нет такого влияния гуны страсти, когда страсть, само название как бы определяет, что человек делает. То есть ему кажется, что всё находится под его контролем, и он такой очень активный именно из-за понимания того, что он всё должен контролировать. И что он является как бы контролёром и doer-ом, то есть деятелем. То есть всё, что он делает, зависит в полной мере от него самого. И это ввергает человека в такую страсть, в такую деятельность. И, как мы говорили о том, что сама по себе гуна страсти, она обязательно заканчивается невежеством. То есть человек устаёт, выбивается из сил, потому что трудно быть Богом. Но сейчас мы говорим о влиянии гуны благости. И поэтому такой человек, он умиротворён, он не суетится, он не пытается заработать все деньги или занять положение какое-то особое, то есть он не амбициозен, потому что он опять же умиротворён, его не разрывает на кусочки вот это влияние опять же более низших гун, которые заставляют его действовать. Опять же, мы говорим о том, что гуны - это верёвки, они заставляют нас действовать.
00:21:27 Дальше, следующее качество — это самообладание. Говорится о том, что браман, он контролирует свои чувства. То есть, опять же, это не значит, что человек такой равнодушный или бесчувственный. Нет. Человек просто может, у него достаточно разума, достаточно внутренней силы, чтобы не проявлять, чтобы как бы не идти на поводу у каких-то импульсов, которые постоянно нас дёргают. То есть мы находимся, то есть находясь здесь, в этом супе или компоте из гун материальной природы, где они постоянно взаимодействуют между собой и захватывают энергию души, то есть они нас постоянно дёргают за эти верёвочки, то есть человек, находящийся в гуне благости или браман, он находится над этой суетой, это какая-то внутренняя и внешняя мышиная возня - он в этом не принимает участие. Потому что он понимает, как устроен мир, он видит эту высшую взаимосвязь и поэтому он не погружён в эти бега, в эту всю суету. И у людей современного мира, у них нет времени из-за того, что гуны материальной природы, более низшие гуны, они их постоянно держат занятыми. То есть человек постоянно занят, как собачка, которая бегает за своим хвостом, то есть он крутится, крутится, хвост крутится, и он бегает, он занят. Тоже самое, находясь под влиянием материи, человек видит, что он должен и туда попасть, и сюда попасть, не особо думая, то есть не особо, как бы действуя осмысленно. Поэтому он вынужден, недаром говорится, что чем ниже влияние гуны, тем более человек обязан как бы тяжело работать. Тяжело работать - это не обязательно, что он где-то на работе, хотя это тоже может быть, но он занят, его чувства, они его постоянно вовлекают в ту или иную деятельность, в те или иные там, я не знаю, проблемы. А он себе ещё их надумывает, то есть не он сам, а влияние материальных всех течений. То есть его будет постоянно раскручивать здесь. Поэтому материальный мир, он сравнивается с океаном, то есть в океане сложно найти стабильность, то есть какую-то твёрдую почву, потому что это зыбкая такая поверхность и нет ничего постоянного - сегодня штиль, завтра волны, потом какая-то рябь. То есть это участь человека, находящегося под влияние более низших гун. Поэтому самообладание — это качество благости или качество брамана.
00:25:05 Следующее качество - это аскетичность. Есть ещё такое выражение, что аскеза - богатство браманов. То есть браманы, они могут довольствоваться малыми какими-то потребностями, то есть малыми, небольшими. То есть браман, он легко, он самоудовлетворён, то есть он легко довольствуется небольшими какими-то приходящими в его жизнь возможностями. То есть у него нет этого бесконечного расчёсывания своих материальных желаний, то есть достичь того, достичь того. То есть почему люди хотят достичь многого - потому что есть этот внутренний вакуум, внутренняя пустота, которая требует того, чтобы её заполняли, так как природа не терпит пустоты. Так как браман, он внутренне наполнен, у него есть эта связь, эта йога с Высшим Источником, с состоянием счастья, у него нет необходимости себя постоянно чем-то дополнять.
Да, понятно, есть какие-то необходимые условия, которые требуют от нас материальное, то есть грубое тело, тонкое тело, какие-то ещё моменты, то есть потребности, они существуют. Мы не говорим о том, что мы живём где-то на облаке. Понятно, что нужно создавать какие-то условия, но они по сравнению с людьми, которые находятся под влиянием других, более опять же низших гун материальной природы, у брамана они минимальны, то есть из этого проистекает его состояние аскетичности. То есть его очень легко удовлетворить, и он может быть доволен опять же малым. То есть это характеристика брамана.
00:27:26 Далее следующая характеристика - это чистота. То есть браман, он опять же придерживается, как и внешней чистоты, так и внутренней чистоты. И поэтому мы разбирали это качество чистоты на наших предыдущих эфирах., то есть можно будет послушать о нём. Но в любом случае есть выражение: "чистота - сестра Божественности". Поэтому браман, он следит за состоянием своего тела, за состоянием того, что он принимает, то есть какая пища им принимается, то есть пища, тоже состоящая в гуне благости. Так как мы говорили о том, что гуны - это определённое влияние на нас. И поэтому в зависимости от того, с чем мы будем соприкасаться там, гуны, они передаются через общение, через пищу, которую мы поглощаем, воспринимаем, принимаем, через звуки, то есть через разные воздействия и влияния на нас.
И поэтому браман, он следит за чистотой, и окружением, и местом, в котором он находится. Так как опять же через все эти вещи на нас влияют гуны материальной природы. Поэтому он старается не попадать под влияние более низшего воздействия материи.
00:29:23 И основное его качество также - это знание. То есть браман - это не просто такой спокойный, умиротворённый человек, который не конфликтен по своей природе. То есть этого ещё недостаточно. Для того, чтобы быть браманом, нужно быть в знании. И здесь это знание также говорится о том, что оно связано с религиозностью. Это не просто он какой-нибудь, я не знаю, религиозный адепт, который там, не знаю, бьётся лбом об пол и говорит всё, что Господь тебя покарает. То есть это не просто такой как бы религиозный фанатизм. Здесь также это связано с более широким пониманием, более таким глубоким пониманием дхармы, высшей дхармы. И это связано с сознанием того, что всем управляет высший Браман или Высший Дух (Браман переводится так же, как Дух). И есть определённые высшие законы, и есть определённые действия, определённая практика, которая связывает с этими высшими законами.
То есть он не просто, ну, скажем так, такой болтун. Сейчас есть тоже категория людей, наверное, они всегда были, которые любят поговорить, в общем то, о духовном или о каких-то более тонких аспектах поразмышлять, в общем поплавать, попарить в этих сферах. Но также браман - это человек, который действует таким же образом. То есть у него есть определённая садана или практика, которую он предпринимает в своей жизни. То есть это не просто слова, это не просто на уровне какого-то ума парение, это действие. Поэтому браман, он определяется опять же знаниями.
00:31:53 И здесь говорится следующее качество помимо знаний - это ещё и мудрость. И это не всегда одно и то же. Иногда, когда речь заходит об интеллекте или о разуме, когда в каких-то рекомендациях допустим советуешь, что нужно использовать разум, иногда можно встретить такие комментарии: "А что Вы ко всему так подходите? Слишком много думаете, слишком много погружаетесь. Нет чтобы просто люди молодые или люди там как-то, я не знаю, дают своим чувствам что-то ощутить и как-то ещё почувствовать там какую-то глубину ощущений". Но на самом деле это вещи, не противоречащие друг другу. Здесь идёт не просто какая-то, то есть разум, он не просто связан с каким-то книжным познанием - и ты становишься такой ходячей такой энциклопедией. А разум, он связан с мудростью. А мудрость - это тонкая составляющая. То есть мы говорили опять же, если кто-то хочет более подробно узнать о мудрости, у нас была лекция тоже на Веда-радио, которая посвящена была Сарасвати. То есть Сарасвати, она отвечает за аспект мудрости. И это очень тонкий аспект, это аспект, связанный с интуицией также, с определённой связью с более высшими планами, с духовными планами. Когда человек может видеть этот план, который не виден обычным людям. Мудрость связана с определённого рода такой прозорливостью. И в её более высоком понимании, то есть в её более высоком проявлении она может быть проявлена, как ясновидение. То есть человек ясно может видеть вещи. Когда ум, он успокаивается, и он не мешает, как говорится, вот эти волны не мешают ловить более высшие волны, то мы можем видеть, прозрачно видеть достаточно далеко и широко. И поэтому это знание вместе с таким умиротворением и вместе с какой-то определённой практикой и медитацией, оно может как бы с привнесением это в жизнь, оно может давать такое качество, как мудрость. И тогда проявляется очень много всего через это приходит. То есть обычно люди, находящиеся в таком, скажем так, непроработанном таком положении, они как в танке. То есть у них маленький такой глазочек, через который они видят мир. И естественно они защищаются, им страшно, им непонятно. Тогда как под влиянием гуны благости проявляется мудрость, которая тебе даёт широкий-широкий такой простор видения, и ты видишь вещи как будто ты находишься где-нибудь в таком широком поле с широким объёмом видения, и тебя ничто не ограничивает. И поэтому можно видеть, как говорится, иногда сквозь время и пространство, это всё в нас заложено, но нас как бы от этого отделяет наше такое материальное покрытие гун природы. Вот такие качества.
00:36:22 Также качество терпения, оно тоже свойственно браманичной природе. Так как человек он, совершенно у него нет этого какого-то состояния внутреннего дефицита внутреннего какого-то зуда, что ему нужно срочно и сейчас что-то от этого мира. И поэтому он понимает, то есть, он видит все вот эти высшие связи и понимает, как всё происходит. Он совершенно спокоен, умиротворён, понимая, что всё приходит в должный срок, он не чувствует какой-то такой чрезмерной какой-то опасности или этого зуда чувств, и поэтому он терпелив. Опять же терпение – это качество, оно не связано с такой опять же ущербной позицией, когда человеку просто нет возможности что-либо сделать или у него нет каких-то сил предпринять что-либо, или уйти из какой-то ситуации.
То есть терпение, о котором здесь говорится, оно связано с тем, что человек не испытывает каких-то внутренних беспокойств по поводу тех или иных вещей. То есть либо он понимает, что если его что-то будет беспокоить, то он сможет что-то предпринять. Он ощущает точно такой арсенал внутренних сил. Он не чувствует себя без помощи, в какой-то вынужденности, когда это связано с терпением в гуне невежества, для таких людей есть такой современный термин "терпила", это никак не связано с качеством терпения, которое присуще браманичной природе.
Браманы – голова общества
00:38:38 И это вот так, если в общем охарактеризовать браманов. И я понимаю, что эта тема, она нуждается в раскрытии, потому что оно кажется, что понятны все вот эти качества. То есть такой тихий, спокойный человек, его ничего не беспокоит, ему как бы хорошо. Но на самом деле все эти качества опять же, они нуждаются в том, чтобы их раскрывали. И природа брамана также нуждается в том, чтобы понимать её достаточно более глубоко, широко, так как браманы - это голова общества. Так как общество, оно создано "по образу и подобию". И поэтому у нас есть тело, и общество, оно также является подобием этого тела, которое у нас есть. И тело, оно имеет разные деления - голова, руки, живот, ноги - это основные его части. И браманы, они являются головой общества, то есть они являются учителями общества, они дают направление всему телу. То есть голова, что решит, так всё тело и движется. Тоже самое, поэтому браманы, они занимают самое высшее, самое значительное положение в обществе. И браманов обычно меньше всего в обществе, это как бы в процентном содержании наименее такой распространённый класс, это 3-5% общества - это браманы. Поэтому часто их особо не встретишь. Поэтому очень важно понимать качество истинного учителя, истинного наставника, насколько они проявлены в той или иной личности. И понятно, что мы живём в Кали-югу и мы все являемся достаточно смешанными, чистой природы сейчас практически не существует. Но тем не менее те или иные преобладания мы должны отмечать и понимать, то есть как они проявляются. И поэтому очень важно, что люди, которые нас направляют, от которых мы получаем знания, то есть для того, чтобы мы получили наиболее объективное знание, наиболее истинное знание, человек, от которого мы получаем это знание, должен обладать вот этой браманичной природой.
Опять же, если мы получаем какое-то относительное знание, то тогда в принципе неважно, в зависимости от того, какое знание мы получаем, то есть там может быть преобладание разных природ. Но как наставники или лидеры человечества, его пути развития, они должны быть браманами.
00:42:11 И опять же это нам поможет разобраться в количестве той информации, которая сейчас на нас обрушивается. То есть мы можем видеть много-много разных коучей, духовных проводников, гуру, то есть это разные-разные сейчас могут быть…(в этом месте связь прервалась на несколько секунд)…. сейчас могут быть обозначены… (свзяь оборвалась)…их обозначают Поэтому для того, чтобы не запутаться во всём многообразии того, что нам предлагает сегодняшний мир, очень важно понимать, какими качествами должен обладать истинный браман или истинный учитель, или наставник, или духовный проводник. То есть опять же мы их перечислим:
- должно быть умиротворение. То есть такой человек, он достаточно умиротворён, он не просто какая-то там дёрганая девочка в инстаграмме, которая описывает, как жить. Понятно, что может быть, у неё тоже есть чему поучиться. То есть в каком-то аспекте она что-то может подсказать, но она опять же это не даст направление в жизни, которое реально может спасти нас и реально привести к безграничному счастью, то есть к нашей истинной духовной природе.
- также самообладание. Опять же, если мы видим, что человек очень легко выходит из себя, очень склонен подпадать под гневные такие проявления, то мы можем себе задать вопрос: "Какого вида знания мы можем получить у этого человека? Насколько мы можем ему полностью доверять?". Опять же это не означает, что мы должны найти святого и только у него получать руководство. Это не так. То есть нас могут учить разные люди, но только со святым мы можем принимать всё, как говорится, за чистую монету и полностью предаваться тому знанию, которое нам даёт святой.
И опять же знание, которое даётся в Бхагават-Гите, оно совершенно, этому знанию можно полностью предаться. Опять же важно его ещё понять правильным образом. Комментарии, которые даются, они даются святым человеком. То есть это знание и комментарии, по ним можно сверяться, насколько мы правильно понимаем ту или иную ситуацию в жизни. Качество самообладания, оно важно, если мы хотим кому-то следовать слепо и просто предаться. То есть мы должны понять, насколько человек может контролировать свои чувства или они контролируют его. Если наставник или кто-то, какая-то духовная личность предлагает какие-то очень странные вещи или что-то ещё исходит, или мы видим, что он даёт волю своим чувствам, то мы должны тоже задаться вопросом, насколько мы можем следовать, насколько полностью мы можем следовать и доверять такому руководству.
В Ведах говорится, что духовный учитель или наш лидер, проводник, он может проявлять определённые чувства. И мы читаем, мы можем увидеть, что иногда мудрецы, они проклинали, они проявляли какой-то гнев, они проявляли какие-то эмоции, как мы их можем назвать "негативные". Но дело в том, что такого рода личность, он может проявлять эмоции, они не просто какие-то, не знаю, деревянные такие статуи, чурбаны. Это живые, они ещё более чувства там, ещё более живые, так как там меньше этого всего, покрытия материи. Они проявляются ещё более живым образом, чувства, но в отличие от обычного человека, человек, находящийся под влиянием гуны благости, он может контролировать свой гнев, да, он может его направить, он может проявить гнев, он может проявить, не знаю, там обиду или что-то ещё, что мы называем негативными чувствами. Но он, во-первых, он это осознает, во-вторых, эти чувства не захватывают его полностью, что это как бы меняет картину его мира. То есть он не находится в хроническом этом состоянии этой обиды или гнева, или, то есть он, как говорится "с ума не сходит". Он совершенно чётко может оценивать и себя, и эти состояния, то есть он может использовать эти чувства. И в Бхагават-Гите говорится, что мудрец, он как черепаха, когда ему нужно использовать там гнев или даже там, я не знаю, вожделение, допустим, при определённых ситуациях, он их выпускает и так же, как черепаха, свои конечности выпускает, и потом она их втягивает обратно в панцирь. Тоже самое происходит и в этом случае, то есть он может их также, таким же образом и втянуть обратно. То есть когда ситуация этого не требует, то и он не использует эти чувства там гнева или ещё какие-то, казалось бы, негативные чувства. Да, он может их проявлять, но они не овладевают им до той степени, до которой эти чувства овладевают обычным человеком, не обладающим брамоничной природой.
Также этот человек является аскетичным, то есть там нет этого бесконечного потока желаний или не знаю, как нам жить духовной жизнью, и чтобы у нас ещё при этом всё было, чтобы у нас было, то есть полная чаша в материальном плане. Браман, он не будет привлекаться этими вопросами.
Опять же есть, конечно, учителя или наставники, которые могут нас там научить, как нам быть успешными в бизнесе. Может быть это какая-то кшатрийская вайшнавская природа. И они могут делиться своим опытом. Люди имеют разную природу, и в соответствии с этой природой кому-то нужно получать и эти знания также, это более такого прикладного характера.
Но опять же, если мы определяемся в категориях, то есть браманов, как наставников человечества, то есть как головы общества, то эти люди, они достаточно хорошо понимают место материи и место духа. То есть они не смешивают эти категории, они не идут на компромисс с какими-то материальными такими особыми притязаниями в этом мире. Потому что невозможно тушить огонь и подливать в него масло одновременно. Поэтому браман очень чётко может видеть, дифференцировать вещи, не смешивая одно с другим.
Хотя опять же повторюсь, что всё имеет место быть. То есть может быть какое-то проявление вайшнавской природы. Не может, а именно должно быть - люди должны действовать соответственно со своей природой, потому что говорится опять же в Бхагават-Гите, что человек должен, пусть несовершенным образом исполнять свои обязанности - это лучше, чем он совершенным образом исполняет чужие обязанности. Поэтому человек должен быть тем, кем он есть, не претендуя на не свою роль. Но это знание даётся для того, чтобы мы очень хорошо ориентировались в различных категориях лиц, личностей и воспринимали их соответственно.
Поэтому, я не знаю, у нас по времени, наверное, уже мы приближаемся к завершению нашего эфира, осталось немножечко ещё у нас времени. Может быть есть какие-то вопросы, какие-то, я не знаю, понимания этих моментов, о которых мы сегодня говорим, то есть говорили. Может немножко в формате диалога отметим?
00:52:03 Ведущая: Да, конечно. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари, за поднятие этой темы. Действительно, я сейчас смотрю, даже на просторах интернета тема "варна", она очень набирает популярность, все пытаются разобраться, да, кто они есть. И у меня у самой зрел этот вопрос. И вот слушатели нам его прислали. Что касается брахманов, нас спрашивают:
Как быть брахманом в современном мире, когда нет культуры пожертвований и всем нужно быть бизнесменами, чтобы хоть как-то выжить?
00:52:34 Гуна Манджари: Хороший вопрос и, кстати, не такой редкий. На самом деле, если человек, он озадачен вопросами выживания так актуально, очень сильно, он не совсем браман. Потому что браман, он тот, кто зависит от Брамана, он полностью полагается на то, что к нему придёт, и, если не придёт, значит, не придёт. Он зависит от Брамана. И его поддерживает Господь, насколько Он считает нужным его поддерживать. И браман, он это принимает. И поэтому мы можем видеть даже в Махабхарате: учитель Пандавов, один из учителей - Крипа Чария, по-моему, его звали Крипа Чария, он был браманом, он преподавал военное искусство, но он жил как браман, то есть жил очень бедно. Его дети или сын, я не помню, сын, дети до определённого возраста, они не знали, что такое молоко. Он пошёл наниматься к Кауравам и Пандавов он учил, и они его приняли туда, но до этого, то есть до того, как он стал их учителем, я не знаю, как он жил дальше, наверное, дальше уже было лучше, но до этого они не знали вкус молока. Им что-то белое разводили в воде, какой-то сок какого-то растения и подавали, как молоко. И только уже будучи учителем царских сыновей, и его сын, он узнал вкус молока. Поэтому он так зависел. Господь послал ему эту царскую семью, царскую династию. И он это воспринял. И так жили браманы, и так они и живут, они принимают то, что им даётся. Поэтому действительно этот вопрос, который был задан, он имеет место быть. То, что наше общество, оно не предполагает гармонической культуры, то есть не будут нам, кому-то, кто является браманом, давать пожертвования и так далее. Но если человек реально является браманом, то он будет жить как браман, независимо от общества, и к нему оно будет приходить. Естественно, он будет предпринимать какие-то усилия, и жизнь как-то будет складываться. То есть Господь будет поддерживать. Так как ещё Иисус Христос говорил, что птицы небесные не сеют и не жнут, но им пища приходит. Я не помню, там как-то более это поэтично было сказано, и лилии одеты очень красиво. Но это действительно должен быть такой уровень придачи и зависимости от Верховной Личности Бога, и тогда всё будет работать. Но так как у нас как бы такого уровня, то мы, да, мы какие-то возможности сами себе создаём, и это означает, что мы должны быть искренними, понимая, на каком уровне мы находимся, мы не претендуем на другой уровень, так как мы не готовы к такому уровню что-ли придачи и зависимости от Высших Сил. Поэтому мы сами немножечко стараемся себе создать какие-то условия в этой жизни. И опять же, это не означает, что браман, он просто сидит под деревом и ждёт, пока манна небесная там упадёт. Он действует в соответствии со своим образованием. То есть он выступает как наставник, как учитель общества, преподаёт какие-то знания, какие-то науки. Он опять же действует как целитель, как советник, то есть он предлагает свои, то есть даже не то, что предлагает, но он опять же даёт что-то обществу. То есть браман - это не просто бомж, который не посилен, ничего не делает. Нет. Он делает, он активен определённым образом. Но он воспринимает всё, что приходит, как волю Бога. И поэтому живёт соответственно, он аскетичен. Мы же читали до этого, у него есть терпение, но опять же повторюсь, что чистой природы брамана мало в ком она так проявлена. И поэтому нужно быть честным с самим собой, признаться, что есть ещё какие-то примеси и поэтому мне нужно быть в чём-то очень сильно уверенным, и я не готов ещё так зависеть от Брамана Высшего, поэтому я действую соответственно. Но опять же, ещё раз повторю, что я знала людей, которые вот так зависели от Высшей Воли. Они занимались чисто браманической деятельностью, они там проповедовали, были наставниками, и у них всё было в жизни, к ним всё приходило. Но я не рекомендую никому имитировать этот уровень, если нет чёткой уверенности и понимания этих вопросов внутри себя.
00:58:49 Ведущая: Да, спасибо. Действительно, с чёткого понимания, кто я есть, и начинается путь саморазвития. Без понятия "где я?" с точки ада, это не получится продвинуться хоть на немного.
И следующий вопрос, который к нам пришёл:
Я столкнулась с тем, что у меня появилась прозорливость благодаря лекциям, книгам и общению с духовно развитыми людьми. Но хотя я понимаю дальнейший негативный сценарий, всё равно не могу сойти с этого пути не туда. Почему так происходит и что делать, где брать силы?
00:59:22 Гуна Манджари: Я не совсем поняла вопрос. То есть как бы появилась прозорливость, но человек боится пойти не туда?
Ведущая: Как я поняла, девушка понимает негативный сценарий, что это приведёт к нехорошим последствиям, но изменить что в своей жизни у неё не хватает сил, она всё равно идёт вот по этим заранее проторённым, неправильным дорожкам? Что делать?
00:59:53 Гуна Манджари: Хорошо, что понимает. Но тут видите, тут всё-таки на нас оказывает влияние то общение, в котором мы находимся. То есть гуны природы, они будут оказывать на нас влияние. И даже если я понимаю много вещей, но если я там нахожусь в обществе алкоголиков, то я буду страдать от этого. Поэтому разум, он находится под влиянием гуны страсти, то есть человек должен действовать. Что такое страсть? Страсть - это действие. Ум находится под влиянием гуны благости, гармоничный ум. То есть у человека есть понимание, то есть понимание как бы пассивное такое достаточно составляющее, но к этому ещё нужно приложить разум, то есть активная составляющая. То есть я должен научиться действовать, не просто понимать, а действовать, исходя из своего понимания, тогда это знание, оно будет реализованное. Есть гьяна, есть вигьяна - это реализованное знание, гьяна сама по себе она недостаточна. То есть вам недостаточно как бы чувствовать себя миллионером, если вы знаете, что у вас в банке, не знаю, 1 000 000 долларов или ещё что-то. Для того, чтобы себя им почувствовать, вы должны использовать эти деньги, эти возможности. Тоже самое здесь: оно хорошо, что благодаря общению с теми, кто обладает знанием, прозорливость, она появилась, и оно так работает во многом. Но если мы не предпринимаем действия, то такой может быть результат, что всё равно, несмотря ни на что, мы можем попадать в тупики. Потому что опять же, недостаточно просто знать, нужно ещё и действовать в соответствии с этим, что-то предпринимать в своей жизни. Поэтому тут не совсем пассивная позиция получения знаний. Тут ещё важно активная или проактивная позиция, когда мы что-то делаем для того, чтобы оградить себя от влияния более низших гун материальной природы. То есть понятно, что мы не можем полностью себя оградить от этого влияния, мы будем подвергаться этому влиянию, мы будем так или иначе как-то вверх-вниз иногда нас будет заносить. Потому что пока мы не освобождённые личности, мы будем что-то испытывать здесь, какие-то up and down - ы, но тем не менее мы должны двигаться вперёд в нашем таком эволюционном пути, развивая свои отношения с Верховной Личностью Бога. То есть обращаясь к нему определённым образом, чтобы к нам пришли силы, у нас возникли какие-то условия, чтобы мы могли что-то делать. Но при этом нам важно предпринимать какие-то усилия. Пусть небольшие, но важно что-то делать. И в этой связи очень уместная эта история с воробьихой и океаном: воробьиха снесла яйца на берегу океана. Это ведическая история. И океан, он их просто смыл, он похитил её потомство. И она начала к нему взывать: "Отдай. Что ты что-то делаешь, отдай это моё потомство!". Океан, он продолжал себе шуметь дальше, не обращая никакого внимания. И тогда она ему сказала: "Ах, так! Я тебя выпью!". Тоже смешная ситуация. Она вырыла небольшую ямку и начала там по капельке в своём клювике носить туда-сюда воду. Но вот эти её маленькие и совершенно, казалось бы, в какой-то степени бессмысленные усилия, они привлекли к ней Высшую Милость, то есть они привлекли к ней царя всех птиц Гаруду - это божественная птица, которая носит на своей спине Господа Вишну. То есть это уровень, который нам даже сложно, мы не можем представить себе уровень могущества этого живого существа. И он был привлечён её усилиями. И тогда он сказал океану: "Ну-ка, верни ей её яйца, иначе я сделаю тоже самое и, в общем, шансов у тебя не будет". Но океан, естественно, это воспринял, и он испугался и отдал воробьихе её потомство. То есть тут где-то похожее. Мы, конечно, не можем преодолеть эти все влияния, мы не можем преодолеть все гуны материальной природы, это невозможно. Они, материальная природа намного сильнее нас. Но мы должны предпринимать какие-то усилия, показывая Высшим Силам, что мы хотим, как эта воробьиха, что мы что-то хотим, что у нас есть какое-то желание двигаться. И тогда они нам ответят. Если мы не показываем никакого движения, если мы ничего не предпринимаем, то это воспринимается, как наше желание находиться там, где мы находимся. И как бы ничего не происходит. То есть, как говорится: "Господь помогает тем, кто помогает себе сам". Поэтому очень важно предпринимать какие-то усилия в соответствии с нашим знанием, пусть незначительные, потому что иногда нам кажется: "Что я могу сделать? Я не в состоянии изменить что-то в этом мире, не в состоянии ничего сделать". Мы себе даже не представляем, какой силой обладают незначительные действия, если они делаются в правильном настроении и в правильной мотивации, и в правильном направлении. Поэтому опять же резюме: что-то нужно делать, пусть небольшое, как искусство "маленьких шагов".
01:06:31 Ведущая: Да, благодарю за важный, вдохновляющий ответ.
Вот ещё один вопрос хотела озвучить, но не совсем по теме сегодняшней, но он пришёл к нам ещё днём, и я обещала слушательнице, что его зададим Вам. И она нам пишет:
Как вести себя женщине с мужем после развода, чтобы восстановить, улучшить взаимоотношения? Муж живёт отдельно, поглощён развитием своего бизнеса, жена живёт с общими маленькими детьми - 4 года мальчик и полгода девочка. Я про стратегию поведения женщины, если можно, так сказать. Так, как мне кажется, стратегия поведения, о которой рассказывала Гуна Манджари "до брака", тут не подходит: не звонить самой, говорить не больше 10 минут, вежливо отказываться от свидания без предупреждения. Как тогда правильно вести себя теперь? И, если можно, поподробнее.
01:07:22 Гуна Манджари: Спасибо за то, что читаете наши книги и слушаете наши рекомендации. И, конечно, поподробнее будет сложно говорить. Но вы совершенно правы, что здесь эта стратегия не подходит. То есть вы не можете играть из себя такую, я не знаю, невинную девочку. То есть в этих отношениях вы уже все друг про друга знаете, и ничего не нужно играть лишнего. Единственное, что здесь, конечно, существует определённого рода стратегия, которую нужно понять, и в каждом случае она будет индивидуальна.
Если говорить о каких-то общих направлениях, то, во-первых, знаете, какая привлекательная женщина? Самая привлекательная женщина - эта женщина счастливая, это женщина умиротворённая. Я понимаю, что сложно говорить о таком полном счастье, когда, может быть, чего-то не хватает и может быть не хватает какого-то в данном случае мужа. Но тем не менее важно прийти к какой-то внутренней гармонии, какому-то внутреннему такому балансу и умиротворению. То есть нужно понять, что человек, которого вы хотите, чтобы он был рядом с вами, что он рядом с вами будет получать и ощущать? Почему мы хотим быть с кем-то - мы хотим быть с кем-то, потому что мы хотим к кому-то приобщиться, мы хотим немножко чего-то получить от этого человека. То есть мужчина хочет быть рядом с женщиной, потому что ему нужно немножко вот этой женской энергии. Женщина хочет быть с мужчиной, потому что ей нужна вот эта мужская энергия. И так как речь идёт о нём, то ему должно быть с вами лучше, чем без вас, как говорится. То есть что-то в вас его должно притягивать. Очевидно, это какая-то женская энергия, умиротворение. Тем более он там много работает, ему, очевидно, её не хватает. Поэтому важно умиротвориться, каким-то образом почувствовать, что привело к вашему разводу, что кому не хватало, почему вы развелись. Провести какую-то работу над ошибками и стать этой личностью, с которой хочется рядом находиться. Во-первых, вам с самой собой должно быть достаточно неплохо. То есть не в позиции дефицита или какой-то воронки, которая всё-всё в себя поглощает, которой что-то надо и надо, и от которой хочется просто убежать. То есть поэтому спокойно умиротворится как бы. Сейчас об этом там много говорят, об этом модно говорить, то есть набраться этой энергии женской. Не знаю, там погулять где-нибудь в хорошем природном, я не знаю, в хороших природных условиях набраться.
Как бы наполнить свои батарейки и прийти как-то начать взаимодействовать немножечко так, где-то на дружеской ноге. То есть не обязательно, что сразу загружать своего бывшего мужа проблемами там или то, что нужно детям. Просто по-дружески к нему, как-то с ним начать взаимодействовать потихонечку, не наваливаясь, потихонечку, чтобы ему было приятно в вашем обществе, и вам тоже было хорошо с ним. Не так, что вы тут же станете, я не знаю, какой-то жертвой, а потом вы почувствуете себя устало, подумаете: "Зачем мне все это надо? Я не готова". Поэтому тут определённый баланс важен, то есть потихоньку, как бы, не напрягая противоположную сторону, начать какое-то общение, понять его какую-то потребность и ответить этой потребности. Опять же всё должно быть легко, не нужно никого озадачивать собою, своим присутствием. Понятно, что у вас был развод, что там какая-то есть, большое количество обоюдных претензий друг к другу. И не нужно сразу озадачивать своего мужа, что я всё изменю, я решила, что всё будет по-другому, ты, в общем, возвращайся, не пожалеешь. То есть это может тоже воспринять как определённую угрозу для себя, что от него хотят. Поэтому достаточно легко и ненавязчиво нужно начинать эти отношения. То есть тут, конечно, подойдёт этот, может быть, я не знаю, не совсем конфетно-букетный период, ну что-то типа того. Только уже как бы с реалиями той жизни, в которой вы находитесь, с реалиями того, что вы прошли, но перейти на как бы лайт, на более лёгкую версию. Поэтому здесь очень важно не напрягать, не нагружать собою, но и в то же время найти какие-то его, ну что ли, струны его души, за что его потянуть, что его может привлечь в ваших с ним отношениях, то есть опять же не грузить каким-то тяжёлым бытом, воспитанием детей и так далее. Эта стадия привлекательности, которую мы рекомендуем в самом начале отношений, если отношения никак не завязаны, поэтому там определённые правила, о которых вы говорите. Но тут должна быть эта стадия привлекательности, привлечения, но без этих всех оговорок. Какой-то ненавязчивый разговор, поговорить о том, что ему интересно, что его волнует в данный момент. То есть найти ключи. Это тонкая работа, но женщина, она как бы дизайн, то есть она как бы устроена под это, она может найти ключ. Поэтому вам нужно найти ключи к нему, понять, что его трогает, что для него важно. и стать этим человеком, который это всё будет транслировать для него. И понемногу человек начинает привыкать. Это как я вам, как правило или моменты пикапа вам рассказываю. Ну это в таком здоровом их проявлении, поэтому можете применять на собственном муже, это нормально. Поэтому изучите тему и применяйте её в жизнь. Это так, если в двух словах. Можно, конечно, расширить, но, если будут какие-то более конкретные вопросы, это может быть уже в следующих наших встречах мы можем обсудить, поговорить больше в конкретике.
01:15:12 Ведущая: Да, спасибо большое. Это тоже элемент познания себя, себя как женщины, своей природы, раз мы сейчас воплотились в этом образе. Поэтому спасибо. Я очень скучала на самом деле по нашим таким беседам о самом важном, о духовном знании и о том, как применять его в реальной жизни. Поэтому спасибо, что Вы были сегодня с нами. Обязательно продолжим изучать нашу природу на основе ведических знаний и будем ждать новой встречи с Вами.
01:15:39 Гуна Манджари: Спасибо, дорогая Анна и дорогие радиослушатели. Я тоже, мне тоже не хватало этих разговоров, так как прежде всего это помогает говорящему что-то ещё больше понять. И я очень благодарна за ваши вопросы, Вам, Анна, за помощь. Я понимаю Ваш sacrificer, Ваше жертвоприношение – у Вас достаточно поздно. И спасибо большое. И до следующих встреч.