Природа человека и её виды, ч.2

Веда Радио - 06 June 2025
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:06:02 | качество: mp3 64kB/s 30 Mb | прослушано: 5 | скачано: 6 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 Ведущая: Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна, и я рада вновь приветствовать Вас на нашей интернет-волне и вопросы самоопределения они волнуют человечество уже испокон веков, но кто же лучше на них ответит как ни сам Создатель этой Вселенной, поэтому мы продолжаем изучать природу человека и ее виды согласно ведическим знаниям и помогает нам в этом дорогой гость нашего проекта – психолог, автор книг для женщин Гуна Манджари и Вы можете задавать свои вопросы. Для этого, пожалуйста, оставляйте их на сайте veda-radio.fm или присылайте нам в ватсапе и вайбере по номеру телефона +79002390963. Ну а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:56 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогая Анна! Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

00:01:00 Ведущая: Спасибо, что Вы сегодня вновь с нами, тем более я вот узнала, что сегодня у Вас самый великий, самый главный праздник Экадаши в году для людей, которые соблюдают эти посты. Сегодня как никогда лучше говорить о чем-то духовном, возвышенном, мы говорим о природе человека, о ее тоже духовной составляющей, поэтому хочется с нетерпением Вас услышать и передать Вам слово, чтобы мы продолжили наш разговор.

Пандава-Экадаши

00:01:29 Гуна Манджари: Да, спасибо, что пригласили и подняли эту тему. Сегодня у нас Экадаши и у Вас, у тех, кто в общем-то на другой половине, другой части океана земного шара. То есть Экадаши будут завтра и это очень благоприятный день и говорится, что особенно завтрашний день, что если не получалось как-то наблюдать в течение всего года, может какие-то были нюансы, не позволили, то вот этот один день считается, что он снимает какие-то погрешности с нашего соблюдения со всего года - это Пандава Экадаши и он посвящен Пандавам.

00:02:29 Когда Пандавы были в лесу в изгнании, у них не всегда была возможность соблюдать Экадаши, и вот им был дан один день, когда соблюдение Экадаши - это пост на зернобобовые, есть разные виды поста: есть пост просто на зернобобовых, есть пост на воде, есть пост без воды. Есть даже пост, который без сна тоже, но каждый может принять в силу своих возможностей и понимания.

00:03:11 И что касается Пандавов, то у них не всегда была возможность знать об Экадаши, соблюдать и тогда им дан был вот этот день, который называется Пандава-Экадаши, когда засчитываются все Экадаши, которые они не смогли соблюсти или какие-то погрешности были, то есть этот один день он считается завершает год соблюдения Экадаши.

00:03:44 Но хочу сделать такую пометочку, что если человек знает об Экадаши и не соблюдает его в течение года, надеясь, что один день он попостится в Пандава-Экадаши и ему это зачтется за весь год, то оно это так не работает. То есть тут работает только если какие-то были непреднамеренные и какие-то упущения возникли неосознанно, то таким образом это вот работает.

Критерии определения природы человека

00:04:21 И у нас сегодня продолжение темы, мы говорим о том, как определить природу человека по каким критериям, каким образом определяются разные природы. Это очень важная тема, потому что в ведические времена, то есть во времена, когда соблюдался закон того, как этот мир был создан и он продолжает работать.

00:04:52 Эти законы они действуют и мир продолжает работать по этим законам. Просто не соблюдение, не учитывание этих законов, оно ведет к различным нарушениям, отклонениям, то же самое на примере с телом. То есть тело все равно будет функционировать, у него есть какие-то свои функции, которые заложены в нем от природы.

00:05:17 И если мы ведем неправильный образ жизни, то мы продолжим свое существование до какой-то степени у каждого по-разному. Но будут какие-то сбои со здоровьем, какие-то функции будут нарушаться, тоже самое организм общество – организм Вселенной он тоже является своеобразным телом и в ведические времена, когда тело жило по самому такому природному здоровому для него режиму.

00:05:53 И чем дальше деградация, тем тело больше сбиваются его какие-то настройки, функции. Это можно сравнить с возрастными какими-то изменениями, и вот Кали-Юга, время в которое мы живет оно подобно старости, когда очень много различных в организме возникает дисфункций, неполадок и каких-то немножечко от правил отступлений.

00:06:25 Поэтому иногда больше, иногда меньше все индивидуально, но в целом в обществе вот это происходит и поэтому мы, как Анна уже сказала, мы прибегаем к источнику и здесь описано каким образом эти природы они определяются и все достаточно просто, просто и логично, но создает эта простота бесконечное многообразие.

00:06:54 И здесь мы об этом говорили и на прошлом эфире, Господь объясняет, как действуют различные природы. То есть это природа человека, а это происходит в связи с тем, как на него действуют гуны материи – то есть разные энергии, которые здесь существуют и существует их всего лишь три – благость, страсть, невежество.

00:07:19 Но их взаимодействие опять же создает безграничное проявление, влияние того, как материальная природа, как она запаковывается проявляется и все это безграничие которое мы видим. В наших глазах это безгранично, но тем не менее это все можно просчитать опять же нечеловеческим умом. Но тем не менее все имеет свое какое -то конечное число, но тем не менее это гигантское число, допустим в наших человеческих глазах, это безграничное проявление нашей материальной природы.

00:08:04 И в соответствии с тем как влияют эти качества материальной природы, так и будет проявляться человек, таков будет его характер, такова будет его варна. Варна – это то что называется его определение в соответствии с делением: браман, кшатрий, вайшья, шудра. И если кого-то волнует научное подтверждение этой теории, то они тоже существуют.

00:08:40 То есть ученые в начале прошлого века открыли такой феномен как «зеркальные нейроны» — это в двух словах объяснение того, что в человеке в мозгу есть определенный механизм, который зеркалит окружение, в котором находится человек, и человек действует подобным образом.

00:09:10 И это полностью совпадает с теорией гун материальной природы, то есть с чем человек соприкасается, что в нем действует, что на него влияет, то и определит его характер. Все достаточно логично и так как мы начали определение этой системы, как она проявляется в нашем характере, мы начали с самого высшего определения браманов – это самая высшая прослойка общества и браманы определятся качествами. Здесь говорится о том, что опять же мы обращаемся к Бхагавад-гите.

00:10:00 Бхагавад-гита – это прямая речь Верховной личности Бога и здесь он объясняет, что умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брамана, проявляющиеся в их деятельности.

00:10:20 То есть мы говорили на прошлом эфире, что эти качества не просто человек сидит и может философствовать или говорить о каких-то заоблачных вещах, типа он такой умный. Нет, все вот эти качества, это влияние гуны благости самой высшей гуны, вот проявляется вот в таких качествах, оно будет также видно в деятельности человека, в том как человек действует.

Качество брамана - честность

00:10:48 Мы немножко рассматривали эти качества, которые здесь перечислены и можно обратиться к нашему прошлому эфиру, чтобы прослушать и немножко сейчас вернусь к ним к тому, что мы уже говорили, не буду повторяться. Также одно из важнейших качеств брамана – это честность и говорится, что честность — это приверженность к высшей абсолютной истине, то есть он привержен браману. И брахман также переводится как Высший дух и поэтому в этом заключается честность брахмана.

00:11:36 Брахман он всегда как бы придерживается Абсолютной истины и не идет на компромиссы, поэтому он считается самым неподкупным классом в обществе, он не будет идти на какие-то уступки ради своего положения, ради еще каких-то вещей в этом мире. Единственное к чему он предан это к Высшей истине.

00:12:14 И эта честность, бескомпромиссность оно определяет браманов, такое очень яркое и как бы определяющее качество. Опять же мы можем видеть в жизни людей честных людей, которые там рубят правду-матку и всем в глаза говорят все, что считают нужным. Обычно их не любят, и это такая честность несколько такая не в той гуне, то есть не совсем в благости.

00:12:53 Честность браманического плана она связана с тем, что браман привержен абсолютной истине, и то есть считается что браман обладает самым независимым мышлением. И поэтому такими людьми невозможно манипулировать, и они не очень популярны в разных современных обществах.

00:13:25 У них своя точка зрения, они привержены абсолютной истине, их, скажем так, нейронные связи находятся в контакте, они отражают Высший закон, они находятся в йоге с Высшей личностью Бога, с Высшей истиной и поэтому они не склоны подпадать под манипуляции, под общественное мнение, под общественные какие-то тенденции, тренды как сейчас говорится.

00:13:59 То есть брахман не будет под это прогибаться и может быть он не будет слишком популярен в современном обществе, потому что он не будет играть на руку, как говорится на потребу потребителя, на потребу толпе, он никогда не будет таким популистом – сейчас такое выражение есть и достаточно распространено такое явление как популизм.

00:14:19 Когда истину сочетают с разными новомодными влияниями, что, так сказать, пойдет, что вкуснее для наших чувств как бы внешне, что со всем сочетается, вот такие компромиссные учения, течения. То есть ты можешь быть духовным и можешь позволить себе делать все что ты хочешь, ты тут основная как бы альфа и омега, все вокруг тебя крутится, будь там эгоистом, в женской трактовке стервой и возлюби себя безмерно.

00:15:15 То есть вот эти все учения, где идет такой микс или смесь чего-то истинного с чем-то что воспринимается чем-то таким популистским, популярным, то есть это не определение истинного брамана. Браман не пытается понравится толпе, браман не пытается быть популярным. И опять же действительно есть такое понимание как любовь к себе, уважение и самооценка, то есть какие-то экологичные вещи их никто не отрицает.

00:16:01 Но браман он может так дать понимание Абсолютной истины, что он не будет делать никаких компромиссов между тем, чтобы относиться с любовью к себе и при этом не быть эгоистом. То есть браман умеет применять, мы говорим об истинном, не просто о тех, кто назвался браманом или тех, кого назвали или они занимают какое-то положение.

00:16:32 И везде в ведах, вот я сейчас просмотрела о качествах брамана, и везде есть такое как бы красной линией проходит такое утверждение, что браман он определяется по качествам. То есть не по положению, не по чину, не по рождению даже если он родился в браманичной семье, как вот допустим, как в Индии, это кастовая система, но достаточно коррумпированная в Кали-югу, а именно по качествам человека.

00:17:08 И поэтому говорится, что человек с браманическими качествами может родиться в семье шудр, то есть у людей более низкой природы и тогда к нему следует относиться как к браману. И также человек более низкой природы, более приземленной природы, не будет говорить более высшей/низшей, более приземленной природы он может родиться в браманичной семье.

00:17:36 И в ведах есть такой пример как к одному духовному учителю, в ведические времена были школы Гуру кулы, гуру- это гуру, кула- это место, где гуру обучает и туда приходили учиться дети и обычно обучали браманов, кшатриев, вайшей не везде.

00:18:07 То есть обучали людей для которых это соответствует их природе, то есть они там не просто что называется просиживали штаны и их заставляли учиться и их тянули куда-то в науки и дисциплины, которые им никогда не пригодятся.

00:18:31 То есть человек был органично встроен в соответствии со своей природой, и поэтому если человек ремесленник его учили каким -то азам, которые ему нужны в жизни. Но в основном его учили ремеслу, чем он занимался и также что касается правителей кшатриев, им тоже нужно было образование. Ну и в первую очередь это нужно было браману, потому что они были учителями общества и это соответствовало их природе.

00:19:11 И в ведических писаниях рассказывается, приводится такая история, как один мальчик пришел к духовному учителю для того, чтобы он обучался у него и тогда учитель спросил: «Кто твой отец?». «Я не знаю кто мой отец, я должен спросить у матери» - и он пошел спросить у матери. А мать была женщиной легкого поведения, то есть у нее было много мужчин, и она не могла ему сказать, кто был его отцом.

00:19:41 И тогда он вернулся к учителю и сказал вот моя мама не знает и то есть было понятно, что профессия у нее определенного социального плана и тогда ему учитель сказал оставайся ты браман, потому что ты честен, ты браманичной природы, не стал юлить или как-то маскировать этот вопрос.

00:20:15 И я говорила о честности, и здесь приводится это качество. Опять же честность это не просто, вот есть люди, которые честные, но честные что хотелось бы чтобы они были менее честными. То есть они направо и налево всем все сообщают, и вот когда простота - хуже воровства.

00:20:40 Поэтому браман он не просто честный, его честность связана с Абсолютной истиной и также у него есть разум, в соответствии с которым Браман может применить ведическое знание – это знание Абсолютное в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

00:20:40 То есть он умеет сказать правду, и говорится, что правда должна доноситься приям-сатьям, то есть приям – приятно, сатья — это истина, то есть нужно уметь доносить правду приятным образом так, чтобы ее мог воспринять тот человек, которому она предназначается.

00:20:40 И не просто приятным образом, а на его языке. Поэтому браманы они были учителями, они не просто говорили там как говорится правду-матку направо и налево, они умели ее донести, они видели природу человека, с которым они соприкасались.

00:21:49 И понимали в какой мере человек может это понять, то есть опять же хочу подчеркнуть, что честность здесь приводится не просто как навязывание всем правды. А браман всегда взвешивал к чему приведет его правда, насколько человек сможет это воспринять, поэтому как говорится лекарство от яда отличает мера.

00:22:21 И браманы в полной мере могли правильным образом доносить знания таким способом, что оно воспринималось окружающими. То есть они видели кому, что и как сказать. В этом проявляется его разум, потому что браманы они разумны, самая разумная прослойка общества, то есть они могли видеть, у них есть будхи при помощи которого они могли видеть вещи.

Качество брамана - знание

00:23:00 Разум давал им определенную прозорливость, дальновидность и такую тонкость восприятия и вот здесь говорится, что следующее качество - это знание. То есть опять же браман он был как бы заточен на выводы священных писаний. Опять же там не было этого микса, смешивания правды, полуправды, относительных вещей и того, что хотят слышать люди, что им приятно, что они будут покупать.

00:23:42 То есть вот этого замеса там не было и поэтому браман мог в ущерб себе говорить то, что людям нужно, а не то что им хотелось бы услышать или за что они там заплатят деньги или то, что будет как-то их какие-то потребности расширять. То есть он мог бы стать очень популярным, если б он говорил то что хотелось бы услышать материальным чувствам людей.

00:24:21 Но браман он всегда находится в состоянии трезвости, он понимает, есть такие слова в санкскрите Шрияс-Прияс, прияс – это то, что нам ежеминутно, приятно вот мы хотим это сделать, нам это приятно съесть мороженое пироженое, но это ежеминутное, сиюминутное такое удовольствие, но там нету перспективы.

00:24:53 Тогда как шрияс – это то, что нам принесет пользу в перспективе, и вот браманы они как раз дают то знание, которое является шрияс, которое в перспективе приносит пользу, делает человека счастливым, хотя иногда нужны какие-то горькие лекарства. И говорится, что рука у брамана может быть жесткой, но сердце мягкое.

00:25:25 То есть иногда правда бывает несмотря на то, что мы говорили, что она должна сообщаться приятным образом, но иногда правда это правда, то есть иногда ее говорят так, как она есть, то есть в том плане что ею не размахивают как мечом, но человеку важно иногда отрезвление услышать вещи такими, какие они есть, но браман говорит это из своего сострадания, милосердия, его сердце очень мягкое.

00:25:59 И поэтому речь иногда может быть такой несколько бескомпромиссной, и он не будет особо что называется мимикрировать, пытаться понравиться, пытаться быть всем приятным и чтобы его все любили и чтобы как-то быть таким душкой, няшкой, как сейчас выражаются.

00:26:27 То есть он может быть не популярен и обычно истинный браман, у них не было такого огромного количества последователей, только если они не являлись очариями, во всяком случае последователи могли быть также, но они не гнались никогда, они были очень скромными в этом плане.

00:26:52 И обычно люди сами к ним приходили и просились в ученики, то есть они себя не рекламировали, да, они могли идти в люди для того, чтобы их просвещать, чтобы говорить им о высшей цели жизни, чтобы вывести людей из страданий, но они избегали всяких там популистских методов, потому что они были по природе браманами и всегда связаны с высшей целью.

00:27:26 И поэтому не было, нету у них идеи как-то чего-нибудь другого для себя поиметь в этом мире. И от этого их мудрость и знание, основанное на ведических писаниях, они были преданы только этому знанию. Во всем остальном они были независимы. Тогда как подавляющее большинство людей они в основном зависят от многих вещей этого мира, но не столь преданы каким-то выводам Абсолютной истины, абсолютной правды.

00:28:19 То есть это обычная природа человека, особенно в то, время в которое мы живем, поэтому браманы они обладали знанием и как мы говорили, то есть они обладали мудростью, то есть это было не просто знание, которое такое было энциклопедическое, или такое учебники знание по учебникам.

00:28:50 Это было знание, которое связано с реализацией, с его применением, мудростью, с более тонкими аспектами, интуицией, видением определенным, это уже категории мистического плана, когда просыпается какая-то интуиция, какое-то видение, понимание из высших сфер, не просто когда просчитываешь дебет с кредитом, браман просто видит, понимает вещи вот такие какие они есть, оно само как-то к нему приходит.

00:29:28 Также здесь дается качество такое как религиозность, то есть они были релига – это связь не в таком обывательском понимании, к какой религии ты относишься, ты там религиозен, какие-то ритуалы соблюдаешь ради ритуалов, если к какой-то национальности относишься, то у тебя тут одна религия, а у другого другая национальность и другая религия – нет.

00:30:10 Религиозность – это имеется ввиду здесь как связь, тоже самое йога – оно означает тоже самое, что и религия, связь с Высшим источником, поэтому их мудрость, их знание не просто само по себе. Они не просто такие хрестоматийные или энциклопедические, это знание, которое связано с Высшим источником, то есть там есть вот этот канал как сейчас модно говорить chaneling, канал определенный.

00:30:46 Он реально существует и вот есть эта реальная связь, которая существует, которая присутствует у браманов, благодаря их качествам, то есть высшие сферы они с ними взаимодействуют, взаимодействуют с браманами, потому что они обладают качествами гуны благости и как мы говорили, что, что в материальном мире уровень благости, это уровень как минимум райских планет.

00:31:17 Есть еще выше есть чистая благость – это духовные планеты и говорится, что тот, кто практикует духовное знание, если он его практикует, то он находится выше этого определения варн человека. То есть он находится на уровне брамана и выше высшего брамана.

00:31:45 Поэтому это все к тому, что неважно какая у вас природа, с чем человек родился, он может практиковать, находясь на любом уровне своей обусловленности, нету никаких преград особенно в то время, в которое мы находимся, в которое мы живем.

00:32:07 Но нам очень важно знать как эта природа определяется, то есть ее категории для того, чтобы мы не запутались в том, за кем следовать, кого как воспринимать, даже в понимании себя самого. Потому что есть очень много сейчас мы говорим влияния, есть вот это популистское влияние, когда различные высшие истины они как-то так утилизируются и применяются в хозяйственных нуждах, если можно так выразиться, то есть их пытаются применить одно с другим, как бы слепить.

00:32:56 Конечно, какая-то доля истины там есть, я не хочу сказать, что это совершено ни о чем, нет, там есть как так это все-таки ведическое знание используется и крупица их там присутствует, суть там есть, но в конечном итоге это не будет давать полного понимания картины вопроса, так как сейчас есть всякие методики определения варны, кто какой варны, и много там браманов и с кем-то еще замешанных.

00:33:39 Может быть, я не спорю против этой системы, это типирование может помогать до какой-то степени, которой помогают психологические системы как-то определиться, как-то сориентироваться в обществе, в занятиях, чем заниматься/чем не заниматься, то есть какая-то психологическая помощь, поддержка, почему нет может помочь, никто не спорит.

00:34:10 Но это нельзя абсолютизировать, нельзя воспринимать за чистую монету, как вот то, что кто-то там реальный браман, кто-то там еще кто-то реальный, потому что есть определение того, кто является реальным браманом. Как в этом романе «Мастер и Маргарита» определение свежести, рыба была не первой свежести и когда вот эти персонажи объясняли, что свежесть она первая она же и последняя. То есть если что-то уже не первой свежести, значит оно уже не свежее.

00:34:48 Тоже самое эти определения они очень и очень целостны и определение брамана это значит, что он браман, то есть если там есть какие-то примеси, то и какие-то еще проявления, то это уже не первая свежесть, как говорится, тогда уже и не свежесть. Да, мы смешанной природы, особенно в Кали-югу, в Ведах это определяется как дисквалификация определенного уровня.

00:35:31 То есть знаете как эти собачки, там может быть много разных пород, но порода уже не чистая, но чем больше разных пород, тем больше это дворняжка. Тоже самое пусть в нас сочетаются разные природы, но это говорит о том, что так как чистой нету, мы все такие помеси немножко, такие дворняжки.

00:35:56 Это нормально, это не дисквалификация в Кали-югу для практики, духовной практики, это может нам поднять нас все равно, если мы будем практиковать, мы будем подыматься на уровень брамана и выше, но знаете есть как такое определение если вы хотите попасть в точку Б, вы должны определиться, где вы находитесь, чтобы попасть в точку Б.

00:36:23 Если вы не знаете, где вы находитесь Вам будет сложно попасть туда, куда вы хотите попасть, поэтому очень важно быть трезвыми по поводу себя и не смешивать одно с другим. Опять же если нам помогает в какой-то деятельности какие-то определения психологические или какие-то типажи, то есть мы можем это все использовать, но мы не должны быть в иллюзии по поводу того, что мы вот такие реальные ведические браманы, кшатрии, то есть откуда вот эти все понятия они и берутся.

00:37:06 То есть это не совсем так, это немножко своего рода игра, если это помогает, то как говорится ради Бога, но тут очень важно не смешивать понятия. Поэтому хотелось опять же об этом сказать, что для того, чтобы понять кто такой браман. Одно из его таких ведущих качеств – это честность, человек честен именно в плане его понимания и выводов относительно абсолютной истины.

00:37:48 Немножко такая получается тавтология, но тем не менее главное передать смысл и если человек он заточен на брамана, то он браман, если нет, то у него какие-то есть проявления, но называть его браманом исходя из источника откуда это определение дается мы не можем, потому что свежесть бывает только первая.

00:38:26 И поэтому это очень важное такое качество, что у каждой варны есть ее определенное направление, куда будет направлена жизненная энергия, жизненная сила, то есть у брамана она будет направлена на знание, это будет самое главное для человека, это то куда будут уходить его силы основные и это очень важно понимать и в себе и в окружающих.

Качество брамана - всепрощение

00:38:57 Также в шастрах, ведах говорится, что каждая варна, каждая природа имеет свои украшения, то есть качества наиболее украшающие эту варну. Браманов украшает такое качество, как всепрощение, то есть браман он умеет прощать. Его сердце как мы говорили оно мягкое, он легко прощает, браманы они великодушны, они прощающие – это украшение браманической природы. Это тоже важно знать и понимать, это относительно браманов и есть еще истории, которые также могут характеризовать браманичную природу для того, чтобы понять как она проявляется.

00:40:04 Мы можем о них поговорить сейчас, можем поговорить на следующих встречах, когда они у нас произойдут. И если может быть есть какие-то вопросы, что-то уже можем начать диалог, можем сейчас немножечко пообщаться. И опять же хочется сказать, что если мы чьи-то вопросы не успеваем ответить на чьи-то вопросы, мы стараемся к ним вернуться на наших следующих эфирах, поэтому оставайтесь с нами, если вы не услышали ответ на свой вопрос, то слушайте следующий эфир, если вы опять не услышали и Вам это важно, можете повторить. Мы будем прислушиваться.

В чем заключается бесстрашие брамана

00:40:55 Ведущая: Благодарю, я бы хотела от себя задать вопрос: Вы говорили о браманах как бесстрашных людях, что они не боятся говорить истину, в чем секрет их бесстрашия, на чем он основывается, ведь общество сейчас не всегда готово к этому какие-то истины, можно остаться без работы, без друзей, без поддержки, как не бояться тогда, в чем это бесстрашие заключается?

00:41:20 Гуна Манджари: Прежде всего браман, помимо того, что он обладает преданности, верности Абсолютной истине, у него есть разум, он может видеть какие-то вещи, то есть он может немножечко как бы прогнозировать что-то и он может понимать, чем наше слово обернется, поэтому он какие-то вещи видит и понимает и умеет их доносить в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

00:41:55 Есть браманы-кшатрии они могут вести себя как герои, вот этого рода такого рода - бесстрашие может проявляться то, о котором вы спросили, так оно может проявляться. А бесстрашие брамана оно проявляется в том плане, что он не боится бедности, опять же применение разума здесь присутствует, он рассчитывает, он думает, но тем не менее он не боится зависеть от Верховной личности Бога. Вот в этом его бесстрашие, вот в этом его сила и смелость, вот так оно проявляется.

00:42:46 Делай, что должен – и будь, что будет! – это качество брамана, но он понимает, что он должен сделать, у него есть эта вера, если у нас нету такой веры, то не рекомендуется имитировать. Тут как говорится, он верит, он понимает, он идет, для него это все очевидно. Да конечно, какой-то риск есть, не всегда ты можешь видеть ладони Всевышнего, который тебя поддерживает, иногда это не видно, но тем не менее браман все равно предан Высшей Абсолютной истине, он поступает смело завися от Верховной личности Бога, не зависимо от того, что будут говорить окружающие. То есть собаки лают – караван идет.

Как не стать жертвой влияния ученых-атеистов

00:43:45 Ведущая: Спасибо, и наверное главное качество брамана это как раз именно тот разум, о котором мы постоянно говорим, он помогает применять все остальные качества в соответствии с ситуацией. Вот есть несколько вопросов от слушателей, например, такой: «Сейчас часто ученые - атеисты, в том числе преподаватели в вузах и школах, чем это опасно и как не стать жертвой их влияния, если классическое образование получать нужно?»

00:44:16 Гуна Манджари: Да, сейчас это большинство, то есть таких ученых, наука она очень коррумпирована под власть имущих, под тех, кто ее спонсирует. Мне кажется это достаточно понятная тема, не будем ее сейчас развивать, потому что мы живем не в ведическом обществе, это не браманическое общество, здесь как раз общество в котором в Кали-югу, обществом управляют живот и ноги, как говорил наш духовный учитель, не голова управляет обществом. Поэтому тут важно понимать, знаете есть такое выражение «Предупрежден – вооружен!».

00:45:10 Если мы понимаем, что нам нужно получить образование, нам нужно как-то в этом обществе состояться, быть полезным что-то делать, соответствовать своей природе опять же, то понимая эти вещи мы очень легко можем фильтровать, и у нас уже будут стоять какие-то фильтры. Но также как мы говорили в начале, в нашем таком вступлении о «зеркальных нейронах», нас все-таки определяет наше общение.

00:45:44 Наши зеркальные нейроны будут отражать то, с кем мы общаемся, они будут отражать мировоззрение этих людей и в какой-то момент мы можем заразиться от них, потому что мировоззрение, философия, образ мысли, они не заразительны, они заразные. Поэтому нам очень важно иметь антидот противоядие, нам очень важно общаться с теми, кто нас может исцелить от этого влияния, то есть подпадать под другое влияние, то есть найти себе альтернативное современному обществу общение и общаться с теми людьми, потому что если мы только будем с этими профессорами находиться, то в какой-то момент мы можем подумать, что я какой-то странный, у меня наверно какие-то очень странные идеи.

00:46:45 И, наверное, я должен быть проще как мне один раз привели такой пример, что один человек, практикующий духовную практику он есть вегетарианец и он работал на работе с другими людьми, которые обычные люди, едят все, что едят. На перерыве все собирались вместе, все с блюдами, у кого, что есть и они вместе все это употребляли, все обедали. И значит этот человек спросил у своей наставницы нормально, что он ест со всеми, то есть он ел свое вегетарианское освещенное. Она ему дала очень мудрый ответ, она ему сказала: «Ты сам решай, но в этом общении в какой-то момент ты почувствуешь, что то, что они едят это нормально. И у тебя вот этот барьер он как бы может стереться из-за общения с этими людьми».

00:47:58 Поэтому при всем уважении, у каждого свобода выбора, тем не менее, если человек хочет сохранить свое сознание там, где он хочет быть, то ему важно выбирать общение, выбирать с кем будут соприкасаться его зеркальные нейроны, с кем, с чем.

00:48:23 Поэтому тут важно альтернативное общение, опять же это общество людей, это Священные писания, они тоже являются общением, когда мы читаем и это очень важно, именно когда мы читаем оригинал, то так как это было получено из духовного мира, от Верховной личности Бога, через его святых, через его чистых последователей, то наши зеркальные нейроны также настраиваются на их частоту и это тоже общение, то есть это самое важное общение, то есть это важная такая настройка.

00:49:04 Поэтому мы можем делать то, что мы должны делать, но мы должны понимать стратегию и тактику, что нам важно иметь ввиду и как нам важно обезопасить себя, то есть опять же резюмирую, это общение, это наша личная какая-то практика духовная, наша внутренняя, внешняя чистота, тогда мы будем врачи как это находясь в зоне эпидемии – они не заражаются.

00:49:38 Ведущая: Спасибо Вам большое, сейчас пришел такой пример замешивания цементного раствора, чем больше ты добавляешь сухого растворного ингредиента, тем больше воды надо добавлять, чтобы раствор был хороший. Так и с общением, если много общения с людьми, которые атеисты, негативной природы, качества которой могут тебе подарить, тогда нужно усиливать общение с духовными людьми, чтобы пришел тот баланс, верно ли я поняла Ваш посыл?

00:50:05 Гуна Манджари: Да, абсолютно, потому что даже если у вас есть самое лучшее знание, самое лучшее понимание, Вы сейчас все понимаете, но общаясь с такими людьми в какой-то момент, если его очень много и оно как бы доминирует в жизни, то в какой-то момент человек начинает думать, а почему я решил, что то, что я считал правильным – это правильно. То есть люди опыляются мыслями друг друга, сознанием друг друга, это очень важный момент. Опять же даже учеными доказано, поэтому это надо иметь ввиду.

00:50:40 То есть должны быть антидоты, когда мы идем в зону эпидемии, а материальный мир, материальный образ мышления это своего рода эпидемия, то мы должны быть вооружены правильным образом, подготовлены и даже взять там обычный пример, всем психологам нужен супервайзер, психиатрам тоже, иначе они общаются с сознанием других людей, даже люди, которые не в духовной теме понимают эти вещи, что уж говорить о тех кто идет, плывет против течения.

00:51:25 Им как никому нужно быть очень бдительным, потому что все-таки зона заражения сознания она очень мощная, фонит очень сильно сейчас.

Что делать если получаешь агрессию в ответ на голос истины

00:51:39 Ведущая: Благодарю, мне кажется, это очень сейчас важный момент и хочется еще несколько вопросов озвучить, тоже такой наверное популярный, среди тех, кто стремится к истине: «Что делать если получаешь агрессию в ответ на голос истины, стараюсь с любовью, но не могу промолчать, если человек объективно идет не туда, но часто встречаю неприятие и не лезь! Что я делаю не так?»

00:52:05 Гуна Манджари: Ну да, недостаточно иметь оружие, нужно уметь им пользоваться, шастра – оно же знание, оно переводится как оружие, чтобы мы не порезали окружающих рядом с собой, то есть это требует какого-то навыка, это требует уровня и ко всему нужно прикладывать разум, иначе все можно испортить. То есть любую хорошую вещь можно испортить без приложения должного разума. То, что касается женственности, что касается ведической системы, все можно довести до какой-то крайности, и тогда это начинает быть как бы противоположностью самого себя.

00:52:56 И поэтому здесь очень важно умение вот это знание применять в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, то есть не просто видеть себя и свое понимание, а еще и умение видеть людей, которые рядом с собою и то как они могут это принять и насколько они в состоянии это принять, умение быть эмпатичными, умение дружить с людьми, не просто бить их истиной направо и налево, а умение быть в их положении и видеть их глазами.

00:53:39 И это отличает именно человека разумного, зрелого, что он не просто доносит знание, информацию, он может видеть с разных точек зрения, он может видеть ее глазами тех людей, то есть с точки зрения тех людей, которым это будет доносится. И не просто он может представить, он может почувствовать себя в их как говорится шкуре, грубо говоря, и ощутить то, что они ощущают то или иное послание.

00:54:18 То есть они умеют поставить себя на место другого, то есть принять во внимание все его возможности, ограничения, его уровень, то есть это вот такая синтетическая система, оно состоит из синтеза многих-многих составляющих. И это мудрость, это зрелость определенная, то есть нужно сделать вдох-выдох немножечко повременить со своей пулеметной очередью правдой, а дать возможность может быть людям соприкоснуться со святыми, дать им возможность почитать какую-то книгу, дать послушать какую-то лекцию, послушать какие-то мантры, молитвы и дать им освященной пищи, чистой пищи и самое важное при всем при этом с ними подружиться, встать на их уровень, стать их другом и давать им знания не с позиции сверху: «Сейчас я расскажу тебе как жить, ты тут погряз в невежестве!»

00:55:30 Понятно, что никто такое слушать не будет, да и мы сами такое не стали такое слушать, поэтому нужно встать на позицию равных, то есть подружится с этими людьми, то есть не заносится, не быть в позиции сверху опять же. Да, люди обычно нас отвергают, наказывают за нашу гордость, фанатизм, непонимание их, естественно вот это их отторжение. Ну если они, конечно, не конечные уже такие злодеи, демонические люди, а если они обычные люди, обычно они воспринимают дружеское отношение к себе на равных, не возвышаясь над ними, битью правдой их по голове. А такое что-то дружеское, в дружеской беседе понемногу с уважением к ним, опять же не заносясь.

00:56:34 И поэтому, когда это все есть, все вот эти составляющие, у нас больше шансов что нас услышат и больше шансов на какого-то повлиять.

Проявление мудрости в общении с близкими людьми

00:56:47 Ведущая: Да, спасибо за очень важный момент, как раз мы об этом говорили в первом вопросе, который я задавала и еще хочу один вопрос озвучить, наверняка многие сталкивались с этим так или иначе: «Мои родители простые люди часто винили меня, что я умничаю, хотя стремились финансово обеспечить мое детство, какие-то попытки развиваться не по их сценарию не одобрялись, я увлекалась философией и психологией, эти попытки даже высмеивались. Скорее всего был конфликт природ, но у меня теперь некий комплекс применять свои способности. Что можно посоветовать в таком случае?»

00:57:24 Гуна Манджари: Знаете где-то прочла такое выражение я не помню, когда-то давно я читала, очень давно может это был какой-то роман или какое-то высказывание или роман там про женщину и там было такое высказывание, выражение что она была настолько мудрой, что не показывала, насколько она умна. Тут опять же вопрос не просто в том, что мы умные, эрудированные или понимаем какие-то философские системы. Мудрость — это как раз в том, что мы умеем доносить и видеть человека, рядом с которым мы находимся, мы умеем это применять, как мы это применяем.

00:58:26 Вот это есть мудрость, то есть не просто у нас есть набор данных, набор какой-то информации. То есть знания они в конечном итоге должны привести к мудрости. То есть люди, которые они просто энциклопедические, но они не умеют ни с кем строить отношения – это говорит о том, что этот человек не обладает знанием по большому счету. Потому что мы читали в Бхагавад-гите что есть знание: знание – есть качества, и поэтому когда у вас есть качества, то вы с любым человеком построите отношения.

00:59:05 Знание в конечном счете должно проявляться, выражаться в качествах, то есть гьяна – это знание, вигьяна – реализованное знание, то есть оно должно быть реализовано и поэтому когда человек станет еще мудрее, он сможет со своими простыми родителями находить общий язык, они не будут чувствовать себя что с ними говорят на каком-то иностранном языке и какое-то инопланетное существо у них тут появилось. То есть вот это показатель истинной мудрости, истинного знания, когда человек умеет видеть и понимать, и быть созвучным или эмпатичным окружающим и тогда он найдет общий язык с любым человеком, он сможет говорить на его языке.

01:00:01 Потому что Господь он может говорить на любом языке, он может говорить на языке птиц, рыб, животных, со всеми он может говорить на их языке. А он обладатель, он источник всей мудрости, поэтому истинное знание оно проявляется, опять же повторюсь, в наших качествах и в том, как мы его проявляем в отношении с другими людьми, тогда мы можем говорить о таком реализованном знании, что мы его применяем на практике, а не просто загрузились, как компьютер какой-то data или информацией.

Должна ли совпадать природа духовного наставника и ученика

01:00:51 Ведущая: Да, спасибо, очень важный ответ, вспоминаются слова какого-то из очень развитых духовно людей, что главная природа наша - это любовь, главная составляющая это наши качества, квалификация, в первую очередь любовь, умение видеть в других личностей, которые обладают своими особыми качествами и особенностями. И хочется последний вопрос зачитать, он не большой, но так или иначе он поможет нам разобраться в этой теме и нас спрашивают: «Обязательно ли духовный наставник должен быть браман по природе или если ты больше воин и наставника нужно искать с похожей природой».

01:01:37 Гуна Манджари: Это в зависимости от того, в чем вы хотите преуспеть, если вы хотите преуспеть в духовной жизни, то конечно тот, кто обладает духовным потенциалом и соединит Вас с духовной сферой, но в других, так сказать, проявлениях в какой-то своей реализации конечно каждый должен где-то со своей как бы родственной природой взаимодействовать, тогда он будет реализован.

01:02:15 И хочу резюмировать все-таки этот вопрос, потому что везде говорится, что духовный человек он понимает над проявлениями гун материальной природы, поэтому если допустим эта личность она практикует духовную жизнь, эта личность реализована в духовной сфере и обладает еще есть природа кшатрийская - то нет проблем. То есть вы можете получать оттуда какое-то свое руководство, потому что человек находится над гунами, своей обусловленности и если он в контакте с реальным духовным знанием, с реальным духовным процессом, то есть его направление в той стороне основное, не просто там стать влиятельным, иметь рычаги власти, таким авторитетным, что свойственно кшатриям,а также он может при помощи этого, видя свою собственную цель в жизни, в том чтобы зафиксировать свои отношения в йоге, с Верховной личностью Бога, то есть развиваться, он может использовать свою природу, но его основная цель она в этом.

01:04:00 То да, это нормально, что если мы с людьми единомышленниками взаимодействуем, но тут очень важно понять наша центробежная сила, куда мы направляемся наше направление, в зависимости от этого следовать и действовать.

01:04:25 Ведущая: Да, спасибо, я наблюдаю, что все наши эфиры, какую бы тему мы не брали они так поддерживают и приводят к единому пониманию важности духовного развития, поэтому раз за разом Спасибо, такой глоток духовного свежего воздуха, особенно в преддверии Экадаши можно настроиться на эту духовную волну, погрузиться в настроение, которое передает нам Господь, с любовью помогая прогрессировать в этом мире. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари за эту возможность, будем продолжать изучать свою природу, природу своих близких, чтобы как Вы сказали все содействовать в духовном прогрессе.

01:05:06 Гуна Манджари: Спасибо Вам, дорогая Анна, что являетесь нашим проводником, помогаете эту тему раскрывать, спасибо нашим радиослушателям, потому что есть какой-то заказ и поэтому ты тоже сам погружаешься невольно и мы стараемся как бы быть в контакте с Бхагавад-Гитой и это в общем-то высший дух, Господь, который ведет нас к себе, нет ничего оторванного от него и поэтому очень важно все связать с ним и научиться это делать во всех сферах нашей жизни.

Поэтому спасибо еще раз за эту возможность и до следующих встреч!

01:05:53 Ведущая: Благодарим Вас! До свидания!

01:05:56 Гуна Манджари: До свидания!

транскрибирование: Марина Сатина | Санкт-Петербург | Россия | 06 July 2025