Повесть о Бхасе и Виласе

01 January 2011
Бхаса и Виласа, сыновья Сукры и Браспати; Об отсутствии связи между телом и высшим Я; Обусловленность как причина всех страданий; Приятный тип обусловленности; О самообусловленных существах
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:09 | качество: mp3 128kB/s 17 Mb | прослушано: 180 | скачано: 520 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Бхаса и Виласа, сыновья Сукры и Браспати

00:00:06 Васиштха продолжил: О Рама, пока не победишь ум с помощью ума, достичь понимания своей истинной природы невозможно, и пока у тебя есть иллюзорные понятия «я» и «мой» - страдания не кончатся, как нарисованное солнце никогда не сядет. У меня есть история, иллюстрирующая эту истину. Сейчас расскажу.

00:00:39 Однажды была огромная гора высотой в три мира, поставленных друг на друга. На её вершине живут боги, в середине живут люди и у основания обитают существа из потустороннего мира. Эту гору называют Сахья. Она как бы содержит сразу всё.

00:01:07 На этой горе была обитель мудрецов Атри. В нем жили два мудреца – Браспати и Шукра, у каждого из них был сын, и их звали Виласа и Бхаса. Два мальчика выросли в юношей. Они очень привязались друг к другу и были неразлучны.

00:01:33 В своё время, два старших мудреца, их отцы, покинули этот мир. Пораженные печалью, два молодых человека выполнили все необходимые похоронные ритуалы.

00:01:48 Из-за тяжелой потери, они более не интересовались хозяйством, богатством и т.д., и оба они ушли в лес в противоположных направлениях вести странствующий образ жизни. Через довольно долгое время они встретились вновь.

00:02:10 Виласа сказал своему другу Бхасе: «Какое счастье вновь встретить тебя, мой дорогой друг! Расскажи о том, чем ты был занят с тех пор, как мы расстались. Принесли ли результаты твои истязания тела и духа? Освободился ли твой ум от жгучего жара мирской жизни? Осознал ли ты свою истинную природу? Скажи мне – здоров ли ты и счастлив?»

00:02:44 Бхаса ответил: «Мне необычайно повезло снова тебя встретить, мой дорогой друг и брат. Можем ли мы, странники в этом мире, быть умиротворёнными и счастливыми, пока не достигли высшей истины, пока психологические искажения не прекратились?

00:03:09 Пока мы не пересечём этот океан цикла этого мира, можем ли мы быть спокойными и счастливыми? Пока надежды и желания, порождения ума, не разрушены полностью, – как мы можем быть спокойными и счастливыми?

00:03:29 Пока мы не достигнем познания самого себя, мы будем возвращаться снова и снова в это измерение смерти и рождения, чтобы снова пройти детство, юность, расцвет сил, старость и смерть – снова и снова мы будем выполнять те же бессмысленные действия и набираться одного и того же опыта.

00:03:57 Желание убивает мудрость. От жизни остаётся все меньше и меньше, она теряется в удовлетворении чувственных аппетитов. Ум падает в колодец чувственных удовольствий.

00:04:14 Удивительно, как и почему это тело, прекрасное подспорье, чтобы перебраться на другой берег самопознания, становится жертвой мирской жизни! Во мгновение ока мелкая рябь ума приобретает огромные размеры.

00:04:37 Человек по глупости приписывает себе страдания и печали, которые на самом деле не имеют к нему ни малейшего отношения, и становится от этого несчастным».

Об отсутствии связи между телом и высшим Я

00:04:51 Васиштха продолжил: Так разговаривая друг с другом и поддерживая глубокие дискуссии о природе этого мира, они достигли высшей истины. Поэтому, О Рама, я тебе говорю, что нет никакого другого пути к освобождению от пут и пересечению океана иллюзий, кроме самопознания.

00:05:18 Для познавшего истину этот океан несчастия не больше небольшой лужи. Он рассматривает тело, как зритель смотрит на отдаленную толпу. Поэтому боли, которые испытывает тело, его не касаются. Существование тела не уменьшает вездесущесть сознания – как волны не уменьшают полноту океана.

00:05:50 Как соотносятся лебедь, камень и бревно с водой, окружающей их? Так же, высшее Я не имеет отношения к этому миру. Падающее дерево может поднять волны в воде – на это похоже ощущение высшим Я удовольствий и боли, причиняемых телу. Как из-за близости к воде, в ней отражается дерево, так тело отражается в высшем Я.

00:06:25 Но как падающий в воду камень не повреждает её и не повреждается сам, так и тело, входя в контакт с другими материальными объектами (такими, как жена, дети или материальные предметы), не причиняет никому ни вреда, ни боли, и само не затрагивается.

00:06:50 Отражение предмета в зеркале невозможно назвать реальным или нереальным, его реальность неописуема – так же и тело, отраженное в высшем Я, ни реальное, ни нереальное, его реальность неописуема. Глупый человек принимает как реальное то, что он видит в этом мире, но мудрый так не делает.

00:07:21 Как кусок дерева и вода, в котором он отражается, не связаны реально существующими отношениями, так и тело не связано с высшем Я. Более того, там, где такие отношения могли бы существовать, нет двойственности.

00:07:42 Существует одно лишь бесконечное сознание, без субъектно-объектных разделений. В нем разнообразие только воображается, и то, что воистину не затрагивается страданиями, верит, что оно несчастно.

00:08:02 Из-за силы воображения ума это воображаемое взаимоотношение становится действительной силой. Высшее Я не затрагивается болью и удовольствиями, но, считая себя телом, оно подвергается восприятиям тела. Отказ от такого глупого утверждения и есть освобождение.

00:08:28 Те, кто не поддались фальшивым отождествлениям и привязанностям, быстро освобождаются от страданий. Обусловленности являются зародышем старости, смерти и заблуждений; когда они прекращаются, человек выходит за пределы заблуждений.

00:08:51 Ограниченный ум создаёт оковы даже у аскетов, а неограниченный ум чист даже у семейного человека. Ограниченный ум – это несвобода, освобождение – это свобода от обусловленностей. Этот внутренний контакт (который подразумевает воображенное разделение) – единственная причина и свободы и несвободы.

00:09:24 Действия, выполненные неограниченным – не являются действиями, а ограниченный ум действует, даже когда отказывается от действий. Действие и недействие – только в уме, тело ничего не делает. Потому надо решительно отказаться от этого внутреннего разделения.

Обусловленность как причина всех страданий

00:09:53 Рама спросил: Что такое обусловленность, о мудрый, и как она связана с несвободой; и что такое освобождение и как его достичь?

00:10:08 Васиштха продолжил: Уверенность в реальности тела и отказ от различения тела и себя называется обусловленностью. Верящий в то, что бесконечное сознание ограничено и потому ищущий удовольствий, этим самым ограничивает себя и становится несвободным.

00:10:35 Тот, кто задает себе вопрос: «всё это воистину – высшее сознание, чего мне желать и от чего отказываться?», тот твёрд в необусловленном состоянии свободы.

00:10:50 Знающий, что «я не существую, и другой не существует», или «пусть это будет или не будет» и не ищущий удовольствий, освобождён. Он не привязан к бездействию и не теряется в результатах действия, он не подвержен ни восторгу, ни депрессии по поводу или без.

00:11:18 Он отказывается от результатов действия своим умом. Отказом от обусловленности разрушается привязанность и достигается высшее благо. Обусловленность – причина всех страданий.

00:11:38 Обусловленность может быть проиллюстрирована такими примерами: 1) осёл, испытывающий страх, идущий на веревке хозяина и, боясь, несущий тяжелую ношу; 2) дерево, растущее в земле, терпящее жару, холод, ветер и дождь;

00:12:02 3) червяк, лежащий в своей норе, проводящий так время; 4) голодная птица, сидящая на ветке, опасающаяся хищников; 5) ручной олень, мирно щиплющий травку и погибающий от выстрела охотника; 6) многие люди, рождающиеся снова и снова как черви и насекомые; 7) бессчетные создания, возникающие и пропадающие в этом творении, как волны на поверхности океана;

00:12:47 8) слабые и больные люди, умирающие снова и снова; 9) кусты и лианы, добывающие свое питание из почвы и растущие в почве; и 10) этот кажущийся мир, подобный реке, несущей течением бесконечные страдания и печали. Всё это – примеры расширения обусловленности.

00:13:20 Обусловленность (или внутренний контакт, или привязанность или самоограничение) бывает двух видов – очаровательная и бесплодная. Бесплодная обусловленность видна во всех глупцах, очаровательная обусловленность видна в тех, кто знает истину.

00:13:45 Обусловленность, существующая в уме, не имеющем знания собственного Я, возникает из объектов, подобных телу, и способствует повторению циклов рождения и смерти, что совершенно бесплодно.

00:14:03 Другая форма обусловленности, которую можно найти в мудрых существах, владеющих самоосознанием, возникает из осознания истинной мудрости, она позволяет человеку избежать рождения и смерти.

00:14:22 Приятная обусловленность признает «естественные» ограничения, - что глаза, уши и т.д., например, ограничены своими восприятиями. Глупец же самоограничивается и считает бесконечное сознание идентичным со своим физическим телом.

Приятный тип обусловленности

00:14:48 Васиштха продолжил: Бог, который держит в своих руках рог, дубину и т.д., сохраняет три мира благодаря своей «приятной обусловленности». Благодаря этому типу обусловленности сияет солнце и космическое тело Творца продолжает направлять существование этого огромного творения.

00:15:16 И Шива светится как божество из-за этого типа ограничения. Полубоги, поддерживающие этот мир и действующие в нем, наделены своими качествами тоже благодаря этой приятной обусловленности или самоограничению.

00:15:37 С другой стороны, под влиянием бесплодного или пустого ограничения, ум становится жертвой стремления к удовольствиям в заблуждении, что такое ощущение приятно.

00:15:53 Даже функционирование космических элементов происходит благодаря обусловленности. И из-за этого боги на небесах, люди на земле и демоны в преисподней поднимаются и опускаются, как волны в океане.

00:16:12 Как в океане большая рыба ест маленькую, так все эти бессчетные существа питаются друг другом и беспомощно носятся в пространстве из-за своих ограничений.

00:16:27 И звезды двигаются по орбитам из-за своих обусловленностей. Поднимаясь и заходя, - сейчас яркая, а сейчас тусклая, - луна продолжает обороты вокруг земли благодаря обусловленности.

О самообусловленных существах

00:16:48 О Рама, смотри, это загадочное творение сотворено сам-знаешь-кем в ответ на умственные концепции существ. Эта вселенная сделана в пустом пространстве простой умственной обусловленностью, - она не является реальностью.

00:17:12 И в этой вселенной стремление к удовольствию разъедает саму жизнь всех существ, привязанных к миру и телу и т.д. Никто не может подсчитать их количество, они бесчисленны, как песчинки на берегу океана. Творец этой вселенной вознамерил существование этой вселенной только в ответ на умственные ограничения этих бессчётных существ.

00:17:45 Эти существа - воистину прекрасное топливо для горящего здесь пламени ада. Любое страдание, которое ты обнаруживаешь в этом мире, предназначено только для этих существ. Как реки текут по направлению к океану, так страдания текут по направлению к тем, кто умственно самообусловлен.

00:18:15 Всё это творение наполнено невежеством. Однако, если человек обрубает это стремление к удовольствиям, ум начинает расширяться вместо ограничивания.

00:18:31 Умственное ограничение (или привязанность к конечному и разрушаемому) – огромная боль, о Рама, - но бесконечное расширение ума (или преданность бесконечному) – это магическое лекарство от этой боли.

00:18:51 Ум, не привязанный ни к чему, твердый в мире бесконечного расширения, способствует наслаждению. Утвердившийся в самосознании освобождается здесь и сейчас.

транскрибирование: Светлана Ихсанова | Самара | Россия | 06 June 2025